13:56 Методы педагогических исследований. | |
Б) социологические – анкетирование, интервьюирование, рейтинг, экспертные оценки.Методы педагогических исследований. Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. Выбор методов педагогического исследования должен опираться на следующие основные принципы: 1. принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов. 2. принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя 3. принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, педагогическому процессу. Педагогика по линии методов связана с другими науками. Виды методов педагогического исследования: 1. общенаучные А) общетеоретические - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление Б) социологические – анкетирование, интервьюирование, рейтинг, экспертные оценки. В) социально-психологические – социометрия, тестирование, тренинг Г) математические – ранжирование, шкалирование , корреляции. 2. Конкретно-научные (методы из педагогической науки) А) теоретические – анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности. Анализ понятийно-терминологическ>ой системы. Аналогии, основанные на общности фундаментальных законов, построение гипотез, мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование. Б) эмпирические – наблюдения, беседа, педагогический эксперимент, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта. Наблюдение - наиболее распространенный метод изучения педагогической практики. Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке другими методами. Классификация наблюдений: 1.по способу и длительности наблюдения: непосредственное (исследователь сам проводит наблюдение) и опосредованное (исследователь пользуется уже готовыми результатами, подготовленными другими людьми) 2. сплошные (изучается весь урок) или выборочные (наблюдение только за отдельными сторонами педагогического процесса на уроке, например, за стимулами познавательного процесса учащихся). 3. кратковременное и долговременное Требования к наблюдению: 1. целенаправленность – наблюдение проводится для решения четко поставленной задачи 2. планомерность – исследователь действует по определенной программе, включающей основные вопросы исследования, на которые планируется получить ответ. 3. объективность – строгое фиксирование всех фактов. Эксперимент - метод исследования, предлагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов. В педагогике целесообразно использовать термин опытно-экспериментальная работа. Правила эксперимента: недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. Эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Виды: мысленный ( в уме), стендовый ( в лабораторных условиях), натуральный (привлечение испытуемых в реальной обстановке педагогического процесса). В эксперименте выделяются 2 группы испытуемых:.1. экспериментальная – инновационное решение). 2. контрольная – традиционное решение. Беседы. В них выявляется отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Беседы чаще всего применяются как дополнительные для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Педагогическое тестирование – это целенаправленное одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющая объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Включают: тесты успеваемости, тесты элементарных умений (чтение, письмо), тесты для диагностики для уровня обученности (выявление степени усвоения знаний по всем учебным предметам). Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников. «+» - быстрота массовых опросов; - дешевизна; - возможность автоматизированной обработки данных. Анкеты могут быть открытые и закрытые, именные и анонимные, полярные (бальной оценкой). | |
|
Всего комментариев: 0 | |