13:57 Творческая звукозапись. Пол Уайт | |
Они позволяют, к примеру, сделать несколько разных миксов, чтобы каждый музыкант мог слышать аудио картинку так, как ему требуется. Вступление За последние несколько лет техника домашней записи прошла долгий путь развития. Сейчас любой владелец домашней студии пользуется не менее качественным и сложным оборудованием, чем то, что применяется на профессиональных студиях; при этом оборудование для домашней студии стоит дешевле. Чем сложнее становится оборудование, тем больше возрастает творческих потенциал домашней студии. Но окончательный результат зависит только от умения звукоинженера использовать свое оборудование. В настоящее время обычная песня «собирается» по частям, трек за треком: либо несколько музыкантов играют каждый свою партию, либо это делает один музыкант (играет за всех). Использование МИДИ cеквенсеров приводит к тому, что некоторые треки не имеют ничего общего с исходным исполнением. Работа инженера и продюсера состоит в том, чтобы собрать все эти пространственно-временные события и сделать из них музыку, в которой каждая часть идеально подходит к другой. Чтобы сделать это, нужно быть немного художником, немного ученым. Вы должны знать, как работает все ваше оборудование, и научиться пользоваться им, получать требуемый результат. Научный аспект работы состоит в том, чтобы знать, как соединить все в единую систему и как управлять параметрами, влияющими на обработку звука. Художественный аспект включается, когда вы принимаете решение, какие эффекты и звуки использовать, каким должен быть баланс и как разместить различные партии в окончательном миксе. Данная книга является первой в серии книг, освещающих весь процесс целиком. Она посвящена объяснению, как работают эффекты и процессоры, какое влияние они оказывают на звук, как их употребить при записи и при сведении. Иногда может встретиться технический жаргон, но я сделал все от себя зависящее, чтобы объяснить это доступно и сохранить смысл. Вне зависимости от того, являетесь ли вы серьезным энтузиастом домашней записи или профессиональным продюсером, вы согласитесь, что мало что в жизни так радует, как превращение хорошей записи в великолепную. С вашим энтузиазмом и с этой книгой в руках вы научитесь, как это сделать. МИКШЕРНАЯ КОНСОЛЬСтудийные эффекты — вещь хорошая. Вне всякого сомнения, правильное их использование может значительно улучшить запись, особенно если вы применяете их в области поп — музыки. Но прежде, чем пользоваться эффектами, нужно хорошо знать микшерную консоль, ведь это — нервный центр вашей студии. Если вы переходите от простейшей кассетной системы записи музыки к чeмy-то более серьезному, то микшерный пульт вам может поначалу показаться слишком сложным. Даже если у вас есть некоторый опыт использования несложной консоли для работы с «живым» звуком, коммутация может вас смутить. Однако, при логическом подходе, вам не потребуется много времени, чтобы научиться работать со студийным пультом. В этой главе в основном пойдет речь о том, как работать с традиционной консолью типа «split». Эти консоли наиболее популярны на домашних и полупрофессиональных студиях. Даже крупные студии отдают им предпочтение за легкость в работе. Для тех смельчаков, которые работают с консолями типа «in line», в отдельной секции будет рассказано, чем отличаются эти два типа конфигурации. Входной канал обычно устроен так, что может принимать два или три различных типа сигналов: микрофонный, линейный и с выхода магнитофона. Если на вашей консоли нет отдельного входа для магнитофона, то вы должны подключить выходы многоканального магнитофона к линейным входам канала. Тип сигнала выбирается при помощи кнопок, коммутация производится при помощи разъемов на задней панели, или в верхней части входного канала. В обычном недорогом пульте микрофонные входы — сбалансированные стандартные разъемы; линейные и магнитофонные входы — четвертьдюймовые джеки (могут быть несбалансированными). Если вы собираетесь использовать конденсаторные микрофоны, важно учитывать фантомное питание на микрофонном входе. Сигнал, поступивший на вход канала, попадает на входной усилитель. Регулятором чувствительности («gain») устанавливают требуемый уровень сигнала. Важно правильно установить этот уровень, чтобы не было лишнего шума и искажений. Если на пульте имеются кнопка PFL (pre-fade listen — прослушивание до фейдера) или Solo, TO при нажатии на нее вы можете видеть уровень сигнала на индикаторах. Это позволяет легко установить уровень сигнала вне зависимости от положения фейдеров. Кроме того, вы будете слышать сигнал отдельно в мониторах. Если таких кнопок на вашем пульте нет, то лучший способ установки входного уровня состоит в следующем: установите канальный фейдер на три четверти, стереофейдеры выхода — на отметку 0 дБ, после чего отрегулируйте уровень входного сигнала при помощи ручки «gain», чтобы сигнал был хорошо виден на основных индикаторах выхода. Под словами «хорошо виден» подразумевается, что красные огни загораются только при пиках. В более сложном пульте в этой части канала имеется также кнопка переворота фазы микрофонного (иногда — микрофонного и линейного) сигнала. Она используется в ситуации с несколькими микрофонами, когда возникают проблемы с вычетом фазы. В таких случаях следует нажать кнопку, чтобы инвертировать фазу одного из микрофонов, и послушать, как теперь звучит сигнал (в особенности — в области низких частот, где фазовые проблемы наиболее заметны). Секция эквалайзераДля более подробной информации см. соответствующую главу этой книги. В данной части мы просто разберем, как используется эквалайзер в процессе микширования. Эквалайзер — это регулятор тембра. На простейшей консоли секция эквалайзера состоит только из регуляторов верхних и низких частот («hi» и «lo»), но большинство микшеров имеет также хотя бы один регулятор средних частот. Как правило, он может настраиваться на различные частоты. Кроме того, все типы эквалайзеров предусматривают функции «подавления» или «усиления» конкретной частоты. При помощи них вы можете убрать некоторые части аудио спектра или сделать их более явными. Параметрический эквалайзер — позволяет не только выбрать частоту для обработки, но также изменить диапазон частот, на которые обработка будет влиять. Этот дополнительный параметр называется «ширина полосы» («bandwidth»), или сокращенно Q («добротность»). Чем выше Q, тем уже ширина полосы. При установке Q на максимум, эквалайзер может работать с полосой аудио спектра менее полутона. Существует общее правило: нужно стараться получить хороший сигнал от источника, чтобы задействовать эквалайзер по минимуму (T.e. исходный сигнал должен быть как можно лучше). Если звук изначально плох, никакой эквалайзер не поможет, даже если вы вывернете все ручки до отказа. Это поможет только в том случае, когда вам надо создать какой-то специальный эффект, a не при восстановлении тембрального баланса. На пульте может также быть встроен фильтр для вырезания частот, находящихся выше диапазона слышимости. Эти частоты обычно генерируются электронными инструментами, и их лучше всего убрать, поскольку они могут смешаться с другими высокими частотами, что приведет к созданию слышимых частот, не имеющих отношения к музыке. Шины дополнительных эффектов (Аuх)Регуляторы посыла сигнала на дополнительные устройства (обработки) обычно расположены ниже секции эквалайзера. Они обычно обозначены «pre-fader» или «post-fader», или существует возможность переключения с одного варианта на другой. В состоянии «pre-fader» устройство работает как обычный регулятор уровня сигнала (независимо от положения фейдера канала); сигнал подается на микшерную шину, где он сливается с сигналами из других каналов. Комбинированный сигнал далее поступает на отдельный регулятор посыла на дополнительное устройство в мастер-секции, расположенный обычно в правой части пульта, откуда он подается на отдельный выход. Здесь мы имеем MOHO-MИKC со всех каналов, сбалансированный при помощи ручек «pre-fade». Регулятор на мастер-секции действует как обычный мастер-регулятор уровня. Они позволяют, к примеру, сделать несколько разных миксов, чтобы каждый музыкант мог слышать аудио картинку так, как ему требуется. Например, вокалисты обычно хотят хорошо слышать других вокалистов, чтобы хорошо строить гармонии; барабанщик, напротив, хочет слышать лучше всех басиста. Таким образом, дополнительные посылы на обработку (Aux Sends) используются для управления мониторами в студии. фейдера. Эти регуляторы хорошо использовать для посыла сигнала на дополнительные эффекты, поскольку обычно, когда вы убираете громкость прямого сигнала, вы хотите, чтобы уровень обработанного сигнала уменьшился на такую же величину. В настоящее время принято иметь в студии много различных эффектов, поэтому, чем больше у вас на пульте имеется ручек «post fade aux send» (или «effect send»), тем удобнее работать. Минимальное количество регуляторов Aux Send — три. Предпочтительно, чтобы их было больше. Полезно также иметь на выходе кнопку PFL или Solo, чтобы прослушать (проверить) сигнал перед отправкой на устройство эффектов. В нижней части каждого канала находится фейдер и ручка панорамирования. Там же находятся несколько кнопок, который определяют, куда направляется сигнал с выхода данного канала. При микшировании сигнал обычно посылается на основной стереовыход пульта при помощи кнопки L/R на канале. После нажатия на эту кнопку становится возможным панорамирование сигнала, помещение его в микс. Если вы хотите вести запись на большее число каналов, вам придется подключить остальные непосредственно к выходам каналов пульта через точку разрыва или через прямой выход канала (если таковой имеется). Итак, при помощи кнопок вы выбираете пару групповых выходов, куда должен посылаться сигнал. При этом ручка панорамирования позволяет выбрать четный или нечетный номер группы. В положении посередине сигнал будет послан одинаково на обе (подгруппы. Сигналы со всех выходов, посланные в одну и ту же подгруппу, микшируются в шине аналогично тому, как смешиваются сигналы в шинах дополнительных эффектов. Управление уровнем выходного сигнала производится при помощи фейдера подгруппы. Например, сигналы со всех каналов, на которых была нажата кнопка подгруппы 1, смешиваются в один сигнал и поступают на выход подгруппы, подключенный ко входу трэка 1 магнитофона. Фейдер подгруппы (обычно расположен на мастер-секции пульта, в правой части) является регулятором выходного сигнала подгруппы. Он позволяет установить требуемый уровень сигнала, поступающего на ленту, без того, чтобы изменять положение фейдеров в каждом канале. В некоторых консолях в секции подгрупп имеются свои посылы на обработку, при помощи которых можно добавить эффект для всей группы сигналов сразу (вместо того, чтобы делать это в каждом индивидуальном канале). Точка разрыва также обычно имеется в каждой подгруппе. Такое использование подгрупп очень удобно, но нужно помнить о правилах использования посылов на эффекты. Если эффекты подключены способом «post-fade» на входном канале (при этом возвраты эффектов поступают непосредственно в стереомикс), и эти же каналы собраны в подгруппу, то фейдер подгруппы не влияет на уровень эффектов. В таком случае он может регулироваться только основным фейдером канала. Может случиться, что вы убираете субмикс ударной установки при помощи фейдера подгруппы и обнаруживаете, что искусственная реверберация, которую вы добавили в канале, все равно слышна. Чтобы решить эту проблему, требуется либо добавлять эффект только на этапе подгруппы (а не во входном канале), либо направить выходной сигнал с эффектов на ту же пару подгрупп. Это возможно на большинстве микшерных консолей, так как в секции возвратов эффектов имеются такие коммутационные кнопки, как и в индивидуальных каналах. Из перечисленных вариантов решения проблемы второй представляется наиболее удобным, но следует помнить, что в таком случае на данный эффект вы не можете посылать сигнал с других каналов, кроме тех, что собраны в подгруппу. Поскольку возвраты с эффектов по существу являются теми же входными каналами, только проще по устройству, то можно использовать их в качестве дополнительных линейных входов (если они не требуются для эффектов); точно также вы можете использовать свободные входные каналы в качестве дополнительных возвратов с эффектов, если они не требуются для входных сигналов. В случае использования входного канала в качестве возврата с эффектов нужно следить, чтобы ручка посыла на эффект в этом канала была закрыта, иначе сигнал, полученный с эффекта, будет опять послан на тот же прибор, что вызовет сильную обратную связь. Мониторинг (Прослушивание на акустике контрольной комнаты)Эта секция имеется только в студийный пультах. Она предназначена для того, чтобы иметь возможность переключения (для прослушивания) между тем, что поступает на вход магнитофона, и тем, что поступает на его выход. Монитор имеет стереовыход. Он подключен к усилителю в аппаратной и динамикам. Это позволяет прослушивать сигналы, не трогая выходы магнитофона. Например, при нажатии на кпопку PFL или Solo в канале, сигнал из него поступает на выход монитора, а все остальные сигналы заглушаются. Это позволяет оценивать сигнал изолированно от остальных. Существует два основных типа мониторинга: «in-line» и «split». Большинство известных микшерных консолей полностью разделены («split»): фейдеры подгрупп и регуляторы мониторинга находятся в правой части пульта, входные каналы — в левой. Над каждым фейдером подгруппы есть индикатор уровня и ручка управления панорамой монитора, а также переключатель выбора (прослушивание трека по входу или по выходу). Ручка панорамирования позволяет создать приблизительный стереомикс. Могут также иметься ручки посыла на эффекты, что позволяет добавить обработки в приблизительный микс и получить более ясное представление о том, каким должен быть окончательный результат. Несмотря на это, работа на консоли «in-line» сперва может показаться непростым делом, в основном из-за положения ручек мониторинга. Поскольку они расположены на входном канале, то возникает психологическая связь между ручками управления канала и монитора. Эта связь далеко не всегда существует в действительности. Например, в каналы 1, 2, 3 и 4 поступают сигналы с микрофонов от ударной установки, причем все они при помощи кнопок направляются на трек 8 магнитофона. При переключении кнопок монитора в положение «канал» («channel»), слышны, как и следовало ожидать, сигналы с микрофонов. Если же требуется услышать сигнал, идущий с ленты, то не следует переключать четыре кнопки мониторинга в положение «лента» («tape»), поскольку тогда в мониторах будут звучать сигналы, записанные на ленте на треках с 1 no 4, а уже сказано, что барабаны сведены на трек 8. Поэтому, чтобы услышать, что записано на треке 8, надо переключить монитор в положение «лента» в канале 8. Это логично, но об этом надо помнить, пока не привыкнешь. Многие многоканальные магнитофоны, которые применяются на домашних, полупрофессиональных и небольших профессиональных студиях, имеют встроенную систему переключения монитора, что позволяет прослушивать одновременно и те сигналы, что записываются на магнитофон (поступают на вход магнитофона), и те, что уже записаны (приходят с выхода магнитофона). Это происходит автоматически, и в таком случае переключатель монитора на пульте по большей части остается в положении «лента». Выбор — переключатель монитораМониторинг применяется не только для контроля входных и выходных сигналов магнитофона. Уже упоминалось, что при нажатии на кнопку PLF или Solo конкретного канала в мониторах звучит сигнал только этого канала. Существует также дополнительная возможность такого включения мониторов, при котором они «слышат» сигнал, посланный на выход основного стерео микса (правый и левый). Это те выходы, которые подключаются к стерео мастер-магнитофону. Требуется прослушивание того, что идет непосредственно на ленту. Если вы работаете в таком режиме, то при нажатии на кнопку PFL (Solo) сигнал (отдельного канала) будет звучать в мониторах изолированно, но не будет влиять на стерео выход. К этому же относится включение «two-track» (две дорожки), что позволяет прослушивать запись с мастера в мониторах. Выход на мониторы имеет свой собственный регулятор уровня, а часто также dim switch (переключатель, понижающий уровень сигнала на 10 процентов). Это позволяет, например, ответить на телефонный звонок или лучше услышать себя, не изменяя положение ручки громкости. В большинстве недорогих пультов сигнал, поступающий в наушники, идет из того же источника, что и в мониторы, хотя обычно для них существует отдельный регулятор громкости. Кнопка TalkbackЭта кнопка предназначена для того, чтобы звукорежиссер, сидя за пультом, имел возможность говорить с музыкантами, находящимися в студии. Как правило, в пульт вмонтирован микрофон для этой цели. В некоторых пультах на передней панели имеется разъем для подключения микрофона на стойке (gooseneck). Сигнал с микрофона обычно поступает в наушники музыкантов или в пару небольших мониторов в студии. Бывает, что предусмотрена возможность подключения сигнала с этого микрофона к магнитофону — чтобы записать название песни прямо по ходу записи. Уже было рассказано о мониторинге в системе «in-line», но многие пульты сконструированы целиком этого типа, a значит, на них нет подгрупп выхода как таковых — только множество входных каналов. Пользователь решает сам, какие из этих каналов будут служить в качестве входных, а какие — в качестве подгрупп, так как они идентичны. Еще совсем недавно это понятие применялось только на лучших профессиональных студиях. Современная технология позволила выпустить автоматизированное оборудование на полупрофессиональный рынок по достаточно доступным ценам. Основная форма автоматизации — простое выключение (заглушение) канала по команде МИДИ-секвенсера. Это не только позволяет отключить каналы, которые в данный момент не задействованы (что уменьшает шум), но также позволяет разделить сигнал и послать его одновременно по двум каналам (выключение используется для того, чтобы выбрать один из них). Например, на одном треке записаны вокал и соло-гитара. Если разделить сигнал и обработать вокал и гитару отдельно друг от друга в разных каналах, то потом в нужный момент возможно переключать каналы (экономит треки). Точно также можно поступить с изменением уровня (т.e. переключать каналы, в которых все идентично, кроме уровня сигнала). Технические характеристикиМикшерный пульт является центром студии. Через него проходят все сигналы. Пульт должен иметь хорошую частотную характеристике, минимальные искажения и шумы. Слабое место недорогих пультов — входные микрофонные усилители (шумят, причем уровень шума повышается при повороте ручки gain в сторону увеличения). Это еще больше усугубляется тем, что на недорогих студиях предпочитают пользоваться динамическими и катушечными микрофонами, так как они недорого стоят и просты в обращении. К несчастью, у них низкая чувствительность, поэтому при записи тихих инструментов (акустические гитары, начинающие вокалисты) требуется прибавлять уровень при помощи ручки «gain», и шум становится настоящей проблемой. Единственный способ решения проблемы — купить один хороший конденсаторный или электретный микрофон, сигнал на выходе которого гораздо больше, чем у динамических. СоединенияПроцессоры, которые подключаются к микшерному пульту, делятся на две категории, каждая из которых требует разного отношения. К первой категории относятся те процессоры, которые обрабатывают целый сигнал. Ко второй относятся процессоры, которые добавляют часть обработанного сигнала к необработанному, чтобы получить желаемый эффект. Несмотря на то, что обе категории — это процессоры одного вида, я употребляю термин «процессор» только по отношению к тем приборам, которые обрабатывают весь сигнал, и называю словом «эффект» те устройства, которые имеют микс обработанного и «сухого» сигнала. Существует общее правило для определения категории прибора: если устройство имеет цепь временной задержки, тогда это эффект; если нет — то это процессор. Все они обычно имеют регулятор микса, позволяющий пользователю смешивать обработанный и сухой сигналы внутри устройства. Однако если ручка микса установлена таким образом, что на выходе имеется только обработанный сигнал, то микширование может быть произведено и обычно делается на микшерном пульте. Если необходимо разделить сигнал и подать его на два входа, то используется простой Y-o6pa3Hbm провод или адаптер типа «два-в-один». Это не относится к тем случаям, когда требуется подать два сигнала на один вход. Во избежание искажений и поломки канала это можно делать только путем микширования через пульт, который специально для этого и предназначен. ВНИМАНИЕ: Ни при каких обстоятельствах нельзя соединять выход громкоговорителя усилителя со входом консоли или процессора. Если требуется получить сигнал с выхода громкоговорителя (например, в случаях прямого включения гитары или баса, чтобы сохранить звук усилителя), тогда надо использовать делитель напряжения, чтобы подобрать нужный уровень сигнала. КОММУТАЦИОННЫЕ ПАНЕЛИВ студийных условиях постоянно приходится подсоединять и отсоединять различные провода. На задней панели пульта имеются гнезда разъемов, но даже на домашних и небольших полупрофессиональных студиях коммуникация непосредственно через заднюю панель доставляет массу неудобств и потерю времени. Поэтому большуя часть разъемов выносят на отдельную панель, где в дальнейшем и производится вся необходимая коммутация при помощи коротких проводов. На професииональных коммутационных панелях применяются надежные миниатюрные разъемы (джеки) и гнезда. Часто они покрыты слоем золота. Это — надежная и гибкая система, но она дорого стоит (отдельные разъемы — около 35 фунтов стерлингов, вся система — несколько тысяч). Полупрофессиональные коммутационные панели базируются на широко выпускаемых пластмассовых гнездах и четвертьдюймовых разъемах (обычно несбалансированных). Внешний вид панели — это доска с двумя рядами по 16 гнезд, каждое гнездо в верхнем ряду составляет пару с тем, что расположено под ним. Сюда подсоединены входы и выходы студийной аппаратуры. При помощи коротких проводов с джеками можно всегда легко соединить приборы между собой. Чаще всего коммутационная панель используется для получения доступа к микрофонным и линейным входам, входам и выходам процессоров, точкам разрыва. Эта система называется «нормализация». НормализацияСхема полунормализованных гнезд «Земля» объединена. Имеется провод или соединитель в цепи (на плате), который «нормализует» два разъема. Он может быть отрезан, если нормализация не требуется. Некоторые коммутационные панели устроены таким образом, что надо просто припаять все кабели к задней части разъемов; но чаще встречаются конфигурации, снабженные разъемами типа «джек» или пятиштырьковыми. Контакты А несут сигнал. Контакты С — заземление. Другой набор контактов — В — имеется только в нижнем ряду гнезд. Эти контакты соединены с проводником, обозначенным на рисунке пунктиром. Проводник нормализует гнезда. Фактически контакт включен только в нижнее гнездо, и правильнее говорить, что панель полунормализована. Если в гнездах нет разъемов, контакт В автоматически (переключается на) контакт А. Таким образом получается, что любой сигнал, поступивший в верхнее гнездо, поступает по цепи и переключающим контактам в нижнее гнездо. Если разъем вставлен в нижнее гнездо, то контакты размыкаются, и сигнал не проходит. Если на микшерном пульте есть точки «insert», вы можете вывести их на полунормализованную панель. Это избавит вас от необходимости забираться в заднюю панель пульта каждый раз, когда вам необходимо подключить эффект. Другое основное применение коммутационной панели — собрать все входы и выходы в такое место, чтобы они всегда были под руками. Поскольку выходы посылов на эффекты и возвратов с обработки микшерного пульта становятся частью панели, делается возможным получить такую конфигурацию эффектов, какая требуется. Для этого надо только убрать соединительный провод между гнездами и использовать их в качестве ненормализованных соединителей. (Если провод не будет убран, получится, что все входы и выходы соединяются между собой, когда в разъемах нет джеков. Это может повредить все оборудование). Существует еще один способ подключения, который достаточно легко реализовать на практике для большего удобства в работе. Он касается ключевого входа (key input), расположенного на задней панели гейтов и компрессоров. Эти гнезда могут быть соединены по-разному, в зависимости от фирмы-производителя. Иногда бывает, что они соединены таким образом, чтобы было возможно ручное управление (ключевым входом), когда разъем вставлен в гнездо. Поскольку вам необходимо в любом случае вставить разъем в коммуникационную панель, то вам придется проститься с мыслью о ручном управлении, хотите вы этого или нет. Чтобы решить проблемы, надо заглянуть в описание гейта и посмотреть, как соединен разъем ключевого входа. Большинство хорошо зарекомендовавшей себя рэковой аппаратуры устроено таким образом, чтобы оно могло работать с коммутационной панелью. Если у вас нет информации, то придется вынести ключевой вход на панель. He стесняйтесь позвонить на фирму или дистрибьютору и спрос | |
|
Всего комментариев: 0 | |