15:15 Формула 1 первый раз своими глазами | |
Однако, если пожертвовать просмотром общего телеэкрана, обойдясь совсем без него, или же прихватив собственный карманный телевизор, можно найдти места, где не очень людно и откуда видно самое интересное. Посещение Grand Prix Formula 1 4го Марта 2001 года, Мельбурн
Случилось... Сбылась мечта идиота. Детско-юношеская любовь к автогонкам Формулы 1, превратившаяся с годами в несколько ленивый интерес привела таки к посещению Grand Prix «живьём». В свои четырнадцать – семнадцать лет, (в 73м – 76м году) когда я этим делом был болен тяжелее всего, за возможность увидеть своими глазами гонку Ф 1 я бы пол жизни отдал не задумываясь. А теперь это обошлось всего в 90AUD. После продолжительного периода размышлений, колебаний и приготовлений было принято (единственно верное, как я теперь думаю) решение идти только на саму гонку в воскресенье. И не на трибуны, а просто куда попало – билет General Admission даёт право доступа на территорию автодрома и на расположенные там выставки. Откуда смотреть саму гонку и как это делать – забота самого зрителя. Оказалось, что это хорошо, и даже многим лучше, чем присутствовать на трибуне! Не говоря уже о том, что место на трибуне можно купить только на все четыре дня и стоить это будет как минимум 329 баксов следует заметить, что с трибун и посмотреть то нечего оказывается! Они все практически, расположены тупо по сторонам прямых участков, и с них можно послушать периодическое «вжик» и полюбоваться размазанными скоростью под 300км/ч цветными силуэтами чего-то. На тех участках трассы, где могут происходить хоть какие то события влияющие на результат гонки, находятся или «корпоративные» трибуны, принадлежащие разного рода спонсорам, участникам и организаторам, или же просто холмы, с которых обозревать происходящее может как раз «малобюджетная» публика, с билетами General Admission. А на «корпоративные» трибуны можно попасть только по приглашению хозяев или возможно, каким то другим хитрым мне пока неизвестным способом. Но не общедоступным, –это точно! Фактически получается, что тех, кто покупает билеты на «платные» трибуны просто «обувают», жесточайшим образом! А ведь там есть билетики и по 528AUD даже! Самое большое количество народу собирается именно на холмах. Они расположены таким образом, что с них открываются виды на довольно интересные участки и кроме того, напротив каждого холма есть большой телеэкран, дающий трансляцию теле репортажа о событиях. Мы с приятелем даже пытались посмотреть утренний warm up с одного из таких холмов, но увидели немногое. Люди приходят туда очень рано и занимают места с наилучшим обзором заблаговременно. Приносят с собой раскладные стулья, или просто расстилают пледы и сидят – лежат до начала чего-нибудь интересного. А вот тогда они все вскакивают. И тем, кто оказался как мы, сзади и не на крутом склоне, а на плоской вершине холма, становится не видно ничего, кроме их голов. Вывод: места на холмах следует занимать заранее вышеописанным способом. Или же приносить с собой стремяночку ступенек на 5 и смотреть с неё. Хотя я не уверен, что с нею пропустят, – я не видел ни одной, а вот складные стулья – наверняка свободно, – их тысячи. Однако, если пожертвовать просмотром общего телеэкрана, обойдясь совсем без него, или же прихватив собственный карманный телевизор, можно найдти места, где не очень людно и откуда видно самое интересное. На самых сложных и медленных поворотах можно пристроиться совсем близко к трассе, но смотреть придётся через сетку (что не очень мешает – ячейка сантиметров пять). На тех же поворотах есть возможность встать прямо в «лоб» входу в поворот и даже без сетки, но на изрядном расстоянии – метров 100 наверное. Там лучше иметь бинокль. А на снимках сделанных оттуда с помощью телеобъектива можно и нажиться изрядно – великолепный вид, и обзор самых драматических моментов гонки. Фотографии гоночных эпизодов прошлых лет продаются в Экспоцентре автодрома и стоят сумасшедших денег. Не исключено, правда, что тут можно нарваться на монопольное право FIA или FOCA торговать такого рода изображениями, не знаю. Таким образом побродив и попробовав разные варианты, мы остановились на внутренней стороне трассы в начале поворота №3. Это как раз то самое место, где чуть ли не каждый год происходят какие то катаклизмы. Там, где у Брандла например случился в своё время (не помню год) один из самых страшных «улётов» в Ф1 за последнее время – когда его Jordan разломился пополам и далее на мелкие части. Как уже все знают, не обошлось и в этом году... Поворот один из самых крутых, имеющий самую большую разницу скоростей на входе и на выходе – 285 и 85 км/ч соответственно, самый сложный на всей трассе вообще, и первый «медленный» после старта. Смотреть было очень интересно. Разница с тем, что виделось многие десятки, если ещё не сотни раз по телеку – потрясающая. Начинается всё со звука, затычки в уши – штука совсем не лишняя, без них по настоящему больно. Но дело не только и даже совсем не в громкости. Все помнят и привыкли к тому, что по телеку моторы Формул воют меняя тон при смене передач. Уж не знаю почему такой звук получается в «ящике», а живьём слышны, и к тому же очень и очень громкие, хлопки, взрывы, хрюканье, лязг и кашель в выхлопной системе при каждом переключении передач (т.е. каждые две-три секунды) как вверх, так и вниз. Возле нас они переключались с шестой на вторую передачу, так что грохота было больше, чем завываний. Ещё запах... Бензином не пахнет, сгоревшим бензином не пахнет тоже. Хотя, наверное, именно им, только он другой совершенно, и запах другой поэтому. Некая смесь запаха калёного железа и жжёной касторки. Если кому-то случалось видеть летающие авиамодели и вдыхать запах, – это как раз он и был - запах сгоревшего касторового масла. Пополам с железом получается нечто очень грубое и мужественное. И вообще: из телевизионных трансляций уже давно вынесено впечатление, что нынешняя Формула 1 уже совсем не та, что прежде. Казалось, что нынче всё уже так зарегулировано, формализовано и выхолощено участием больших денег, что нет в этом ни романтики, ни риска большого, ни места для удачи тому, кто сильнее, смелее и «отвязаннее». К большой моей радости главное впечатление от увиденного состоит именно в том, что на самом деле Формула 1 как была, так и осталась настоящим мужским видом спорта, без дураков и оговорок – грубым, опасным, азартным и непредсказуемым. На «нашем» повороте мы могли разглядеть даже как эти ребята с рулём борются. Каждый раз они проезжали поворот на пределе и даже чуть- чуть «за». Частенько машины «поскальзывались», и водилы «ловили» их, и вытаскивали из поворота просто «на себе», не прекращая ещё при этом и «бодаться» за позиции в гонке. Совершенно очевидно, что «среднестатистический» водитель легкового автомобиля, будучи каким либо волшебным образом посажен в такую машину, и оказавшись в гонке – «убрался» бы и убился в первом же повороте, убив так же пару-тройку соседей по трассе и пяток-десяток свидетелей из зрительского числа. А эти ничего, справляются, хотя тоже не всегда... Для тех, кто не видел этого, да и для тех, кто видел - рассказ о том, как это видели мы: На пятом круге, когда проскочили лидеры, за спиной плотной группы «второго эшелона» просто как самолёт вдруг оторвался от земли и начал набирать высоту один из автомобилей, тогда ещё не понятно чей. «Набор высоты» уже сопровождался разлётом обломков и осколков. К тому же продолжался он мгновение. А затем, в «снижении» машина воткнулась носом в сетку ограждения трассы, всё ещё в полёте развернулась вокруг точки первого касания с ограждением, шарахнулась об него всем бортом, «разбрызгивая» колёса, спойлеры и множество мелких обломков, и полетела, кувыркаясь по обочине, прямо из поворота, теряя куски и подняв тучу пыли. Все кто ехал рядом и сзади тормозили с дымом из под колёс и метались по всей ширине асфальта объезжая обломки. Следом за первой машиной, вращаясь, но стоя на колёсах, из поворота улетела вторая – та, на которую первая налетела при торможении, из за чего собственно всё и случилось. Впечатление было шоковым, мы не сразу поняли кто «убрался» вообще. Затем сообразили, что летел Вильнёв, а «полз» младший Шумахер. Испуг был за Вильнёва – чтобы выжить в результате такого полёта надо быть весьма везучим. Он вроде бы даже не ушибся сильно. Никто поначалу даже и не заметил суеты на другой стороне трассы. Что случилось знают уже все. А вот как это оказалось возможным и какие были альтернативы, наверное немногие. Для того, чтобы всё было понятно в дальнейшем, сначала немного о конструкции ограждений. С обеих сторон трассы, на большем или меньшем удалении от асфальта она окаймлена массивными бетонными блоками высотой 1.2-1.4 метра и длиной метра по 2 –3 каждый. Они положены непрерывно один впритык к другому и соединены друг с другом здоровенными закладными стяжками. Места стыковки блоков прошиты насквозь трубами миллиметров 100-120 в диаметре, которые привязывают весь этот бетонный пояс к земле и возвышаются над ним ещё метра на 2-2.5. На выступающие таким образом из бетона столбы надеты секции из сетки (или решётки) с ячейкой миллиметров 50 из стального прута толщиной миллиметров 7-10. Эти секции, как и бетон под ними стыкуются между собой, образуя непрерывный забор и опускаясь до бетона, или начинаясь прямо от него, но не везде... Периодически, через каждые метров 100 –200, одна из секций не опускается до бетона, а вешается в отрыве от него сантиметрах в 50. Таким образом она торчит вверху на лишние 50 сантиметров и имеет под собой полуметровую амбразуру, до бетона. Эти щели оставлены для того, чтобы через них на любом участке обслуживающий персонал мог при необходимости быстро выскочить на трассу, А ещё их используют официальные и аккредитованные фотографы для съёмок. Взлетевшая машина ударилась в верхнюю часть сетчатой секции предыдущей перед «поднятой», а затем, скользя по ограждению и разворачиваясь ударилась бортом уже непосредственно об «поднятую» секцию и её бетонный фундамент, частично перекрыв «амбразуру». Как выяснилось позже – как раз за ней и стоял этот несчастный. Какие то из обломков влетели в эту щель со скоростью самого автомобиля – что то между 250 и 300 км/ч.
Вот, что в этой связи представляется интересным: всё могло обернуться очень по разному. Во первых, как уже говорил – Вильнёву очень повезло остаться целым и невредимым после всего случившегося. Но повезло и многим другим, вокруг. У него получилась траектория полёта, которая привела его в ограждение, а ведь вполне могла привести и на голову кому-нибудь из соседей по трассе, и тогда... А кроме того, те кто ехал вокруг него и без того объезжали обломки от его автомобиля с трудом. Окажись их на асфальте больше – «завал» стал бы неизбежен. Ну и наконец: та самая злополучная секция ограждения, которая пропустила под собой обломки, убившие маршала, своей верхней, возвышавшейся над соседними частью задержала большое число обломков летевших по верху. Вряд ли сейчас возможно точно сказать насколько бы их больше перелетело через ограждение, и насколько они были бы крупнее, если бы секция стояла ниже. В принципе не исключено, наверное, что тогда через забор мог бы перевалиться даже весь автомобиль. Чем бы это закончилось – страшно представить, – траектория полёта вела прямиком в «корпоративную» трибуну P9. Подтверждением такой вероятности служит факт, что мелкие обломки, летевшие ещё выше, изрядно посекли дерево, как раз на углу этой трибуны, срубив с него листву и ветки. Ещё будучи на трассе мы узнали от маршала на нашей стороне, что его невезучий коллега умер, но не верилось. А когда уже дома посмотрел выпуск новостей, настроение испортилось очень. Возникло ощущение какой то чудовищной несправедливости. Дело в том, что большинство обслуживающего персонала трассы (включая погибшего) – это бесплатные волонтёры, съехавшиеся чуть ли не со всей Австралии, потратившие на это массу времени и денег и прошедшие тренинг только из любви к самим гонкам и из желания помочь превратить их в праздник. Праздник получился, но заплачено за него, как оказалось - человеческой жизнью. Если погибает кто то из гонщиков (чего к счастью уже давно не случалось и дай бог, чтобы и не случилось!) несмотря на сожаление, приходится согласиться, что это плата за то многое, что дают им автомобильные гонки: за эмоции, неизвестные простым смертным, за бесконечные путешествия по всему свету, славу, деньги и бог знает что ещё. И каждый из них за всё это рискует жизнью добровольно и сознательно. Есть за что, можно заметить! Если «под раздачу» попадают зрители согласиться уже гораздо труднее, даже невозможно. Но возможны хотя бы некие оправдания вроде того, что каждый из них был предупреждён об опасности даже надписью на самом билете. И что каждый из них пришёл совсем чуть–чуть, но всё же рискнуть жизнью ради того, чтобы поприсутствовать поближе и получить удовольствия побольше. Служащих трассы идеализировать незачем – свои радости от службы они тоже получают, но всё таки их роль на трассе едва ли не самая благородная и малозаметная. Когда платить за общие радости и удовольствия жизнью приходится им, как будто хочется с кем то даже спорить, да не с кем. С Господом Богом? Сразу после случившегося, когда умирающего увезли, медиков сменила полиция, они разогнали публику с места события, огородили его и выставили караулы. Начались замеры, фотографирования, сбор «вещдоков» и опрос свидетелей. Следствие. Попросили после гонки, когда доступ на трассу будет разрешён на место, против которого автомобиль ударился об ограждение не выходить. Там на бетонном блоке остались два жирных чёрных следа от колёс. Гонка закончилась, и мы вышли на асфальт, и пошли в сторону финиша. Публика веселилась и ликовала. Призёры вели себя достойно, до места, откуда виден подиум, мы не дошли, мы видели награждение на одном из экранов рядом с трассой. Поливания шампанским не было. На пресс конференции Шумахер сказал хорошие и правильные слова о случившемся, и заверил, что он и его товарищи семью погибшего наедине с горем конечно не оставят. Не люблю я Шумахера, и в этот раз опять убедился в том, что прав в этом своём отношении. На следующий день стало известно, что гонщики Формулы 1 устроили сбор шлемов и комбинезонов с тем, чтобы продать их с аукциона, а вырученное передать семье. И всё! Ушлый господин Шумахер снял как обычно максимум возможных рекламных дивидендов с проявления своих человеческих чувств и щедрости. Притом, что на самом деле не существует ни того, ни другого. Самореклама не стоила ему ни копейки. Sparco, как спонсор, снабдит его любым количеством комбинезонов бесплатно, так же как Bell или Arai (в чём он там голову держит?) – шлемами. Дай бог ему здоровья, «рулило» он конечно крутой, может быть даже и правда – лучший из тех, кто ездит сегодня. Но умение водить гоночный автомобиль и только – это ещё очень далеко от того, что хотелось бы видеть в настоящем спортсмене и к тому же чемпионе мира. Уж быстрее бы он заработал себе всё, что нужно и купил бы себе сапожную мастерскую! Мероприятие под названием Grand Prix, это не только сама гонка Формулы 1, квалификация и тренировки. Это четырёхдневный и очень шумный автомобильный фестиваль. Те, кому интересна его программа, могут посмотреть это в интернете, – каждый Grand Prix имеет свой сайт. Мы были, как уже говорилось только в Воскресенье, зато с раннего утра и до окончания гонки Формулы 1, после которой все мероприятия уже были закончены. На территории автодрома был установлен огромный шатёр F1 Exhibition & GP Expo – там стояли участники гонок этого сезона – Ferrari, Williams, Mc Laren, Jordan и BAR. Для Arrows (и себя – любимого!) спонсор Orange соорудил отдельный шатёр, где машину можно было рассмотреть очень подробно со всех сторон, на вращающемся подиуме. Любопытно было. Вообще автомобили Формулы 1 производят впечатление. Это изделия слепленные «весомо, грубо и зримо», невероятно дорогие и абсолютно кустарные. Невооружённым взглядом видно, что детали, привычно изготовляемые для массовых автомобилей штамповкой или литьём здесь отфрезерованы из болванки или выкованы, чуть ли не вручную! Очень дорого, не очень аккуратно, зато крепко! Кузовные детали из композитов тоже «вылизаны» совсем не так тщательно, как штампованные панели легковушек. При чём тут эстетика – лишь бы одна аэродинамика не возражала! Да и то, когда смотришь на некоторые пластины, стоящие вдоль потока, и имеющие профиль куска доски «двадцатки» просто отпиленной «в размер», или грань стекания потока с антикрыльев (с ребром жёсткости в пол сантиметра, поперёк потоку) – кажется, что аэродинамика возражает, и даже очень. Хотя тёмная это наука аэродинамика, и потоки воздушные – штука капризная, может им как раз такое именно здесь нравится – «дуют» ведь все эти автомобили в трубах, да ещё как! Так же в «общем» шатре были выставки-продажи рисунков и картин, на тему Ф1, фотографий разных лет, начиная ещё с довоенных, видеокассет, туров на все GP сезона. Там работала парикмахерская Gillette, где побрившись или подстригшись клиент становился участником розыгрыша пары десятков BMW Z3, да ещё и гоночных – из тех, на которых все четыре дня проводились гонки звёзд спорта, искусства, бизнеса и чёрт знает чего ещё. Но самое интересное я приберёг. Там были КНИГИ! По истории Формулы 1 в целом, по некоторым темам, составляющим эту историю, биографии людей, с ней связанных, биографии команд и «биографии» отдельных автомобилей (Lotus 49, например, кто знает, – тот поймёт!). А я ничего не купил, просто глаза разбежались, теперь вспоминаю и расстраиваюсь. Там была книга, с подробным описанием и прекрасного качества фотографиями ВСЕХ автомобилей и их модификаций, когда-либо участвовавших в Grand Prix. Я решил, что потратить на неё 60 долларов я не в праве. Почему - не знаю – помутнение рассудка, жалею очень. Теперь где её найдёшь? Я ни названия не запомнил, ни автора, ни издателя. Ещё, под открытым небом, возле трассы была устроена выставка коллекционных автомобилей разных лет довоенных и после, посмотреть было приятно. Так же свою выставку топ моделей производственной программы, как спонсор Grand Prix (хоть и не главный) устроили BMW – всяческие M, Z и прочие Roadster и Coupe были выставлены на огороженной площадке, а на не огороженной – возле вагончика с тренажёрами, где можно было на них «проехаться» - мотоциклы. Кстати сказать, обслуживающий персонал трассы тоже гонял по служебным тропинкам вокруг неё на предоставленных спонсором мотоциклах. А ещё был шатёр Golden Age of Racing, или что то вроде того. Никогда не думал, что Bugatti 35 сохранились в таком количестве. И не «реплики» ведь, точно – они не стеснялись капоты открывать! И никогда не знал, что их красили не только в голубой цвет, но и в жёлтый и в красный. И тут уж нынешние хозяева отсебятины пороть не станут – народ серьёзный. А ещё «Альфы» всякие, «Бентли» и прочие «ДеЛяжи», только почему то немцев довоенных ни одного – ни «Мерседесов», ни «Ауто Унионов». События на трассе тоже не останавливались. То гонки: всяческие звёзды на BMW Z3; этап национального первенства V8 – слоны местного изготовления Ford и Holden, с движками по восемь циллиндров и пять литров и какой то кубок специальный для Lamborghini Diablo ( жалко машинки то!). То тренировки – 2 раза warm up Ф1. То показы всякие: заезд на сравнение скоростных характеристик BMW 318i, гоночного Holden V8 Supercar и Williams FW22. Угадайте кто выиграл? Правильно – Holden, пол метра, в том заезде, когда Williams его отпустил на ПЯТЬДЕСЯТ секунд! Потом те самые раритеты золотого века автогонок – один кружёк, не торопясь. То ещё какие –то раритеты, только не гоночные уже, с высоко посаженными в них участниками Grand Prix. Люди, как люди, многие – просто пацаны. Вполне можно себе представить, что если бы родиться в правильной стране, вполне можно было бы туда пробиться. Хотя с другой стороны, так же вполне можно представить, что на таком пути можно было бы шею себе свернуть и никуда не пробиться. Небо тоже не пустовало. Сначала очень низко над трассой кружил Lockheed Super Constellation, очень красивый аэроплан, нечего сказать. Затем его сменила акробатическая группа из семи кажется не то «Пилатусов», не то «Тукано», турбовинтовые, двухместные словом. Строй держали как связанные. А пилотаж... Был один приличный проход пары спина-к-спине (верхний в перевёрнутом полёте), а всё остальное – тоска. В Кубинку им съездить бы надо, или в Жуковский, в ЛИИ, там бы их научили. Так же, как и следующего аса на F18, который налетел просто вихрем, как ястреб на курятник, а потом долго и нудно писал виражи с креном градусов 70 и всё. При этом всё время на форсаже, грохот страшенный, и ведь над центром города, между прочим. Как то это неправильно было, тем более, что и смотреть то нечего. А под конец воздушного шоу, тихо-тихо, низко-низко и медленно-медленно по небу пролетел слон. «Боинг» 747 Qantas Formula1, на нём Ferrari нарисована в масштабе примерно 10 к 1, покачал крылышками величаво, и началась гонка. Титульный спонсор соревнований! Подытоживая можно наверное сказать, что не понравилось – не понравилось, что погиб тот самый маршал и это перечёркивает всё остальное. Но в следующем году пойду обязательно, надеюсь увидеть и сфотографировать больше, чем в этот раз, и надеюсь что удовольствия ничто не испортит, так как все останутся живы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |