13:53 Без заголовка | |
2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.Билет 1 Кривая Лоренса. Причины неравенства в распределении доходов. Неравенство доходов в рыночной системе представляется графической моделью, называемая кривой Лоренца. у 100 А Y- Распределение общего дохода, %; 50 С N- Распределение общей численности населения, % В 0 N 50 100 Если доход принимаем за 100% и численность населения тоже, то точка А означает, что весь доход распределён среди всего населения. Если предположить, что доход распр. равномерно между людьми, то такому распределению будет соответствовать биссектриса ОСА – линия абсолютного равенства. Однако, в условиях рынка распределения дохода характеризуется кривой ОДА – кривая Лоренца. Чем ближе кривая ОДА к линии абсолютного равенства, тем равномернее распределяются доходы в обществе. И наоборот. Причины неравенства в распр. доходов: Люди различаются по способностям, по унаследованному капиталу, по склонности к риску, по наличию полезных связей, случай и удача. Билет 2 Коэффициент Джини. Принципы социальной справедливости. Степень неравенства измеряется коэффициентом концентрации – коэф Джини (G), который определяется отношением площади фигуры ОСАД к площади треугольника ОАВ. (Билет 1 начало). Чем больше его значение, тем сильнее неравенство в обществе. Как правило, дифференциация доходов глубже в развивающихся странах, чем в развитых. Под принципами социальной справедливости в экономических отношениях мы понимаем те исходные положения, правила и установки, которыми нужно руководствоваться при создании условий и механизмов ее достижения, а под критериями - признаки, на основе которых производится оценка меры социальной справедливости и последствий от несоблюдения ее принципов. Билет 3 Макроэкономика и ее анализ. Макроэкономический показатель. Макроэкономическая система имеет дело с фактическим состоянием народного хозяйства и выступает теоретической основой политики государства. Макроподход исходит из необходимости обоснования существования национальной экономики как единой системы. Цели функционирования макроэкономики: 1) эконом рост 2) полная занятость населения, напр. на получение высоких доходов 3) эконом эффективность на базе НТП 4) стабильный уровень (без высокой инфляции и без дефляции) 5) справедливое распр. доходов 6) эконом защищенность 7) эконом свобода 8) оптимальный платежный баланс, стабильность национальной валюты 9) свободное время 10) экологическая среда, обеспечивающая достойные условия жизни и здоровья наций Основные макроэкономические показатели: 1) национальный объем производства 2) общий уровень цен 3) процентная ставка 4) занятость населения 1. НОП предназначен для того, чтобы установить объём продукции и услуг, произведенных в стране за год. В большинстве стран национальный объем производства выражается показателем ВНП. ВНП-это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. 2. Общий уровень цен определяет средний уровень цен широкой группы товаров, измеряемой с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период времени. Индекс цен текущего года рассчитывается по формуле: индекс цен = (цены текущего года) / (цены базисного года) * 100% 3. Процентная ставка. Характеризует издержки из пользования денежных средств предпринимателями и вознаграждения за неиспользование денег потребительским сектором. Процентная ставка находится под воздействием рыночного механизма (если предложение денег уменьшается, то процентная ставка растёт и наоборот). Различают номинальную и реальную рыночную ставку. Реальная рыночная процентная ставка = номин % ставка – уровень инфляции 4. Занятость отражает соотношение между численностью взрослого трудоспособного населения, имеющие работу и численностью безработных. Показателем занятости является норма безработицы. Она вычисляется по формуле: норма безр = (кол-во безр) / (численность рабочей силы в стране)*100% Билет 4 Международные валютные системы. (Экю, СДР, Евро) Экю – это региональная международная валюта, возникшая в марте 1979 года в странах участниках европейской валютной системы. Цель: противодействовать влиянию доллара США. Экю имеет определенный валютный курс, который рассчитывается странами участниками ЕС(12 стран). СДР (Специальные права заимствования) - международная счетная денежная единица, эмиссия которой осуществляется юридическим решением МВФ (Международного валютного фонда). СДР не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, они используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. Их главное предназначение - роль валютного эталона, который выполняет свои задачи, основываясь на принципе многовалютной корзины. После отмены золотых паритетов всех валют в середине 70-х годов валютные курсы не базируются больше на золотом содержании валют, а фиксируются по отношению к СДР (а также к доллару США или ЭКЮ). На базе "корзины СДР" осуществляются валютные котировки в Ямайской валютной системе. Обращение СДР сохраняет признаки кредита, операции с ними приносят процент. Евро-официальная валюта в 16 странах «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции). Также валюта используется ещё в 9 государствах, 7 из которых — европейские. Таким образом, евро — это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев. Евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 год, в соотношении 1:1. Билет 5 Коммерческие банки и их функции. Денежный мультипликатор. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Коммерческие банки – центры кредитной системы. Основными функциями коммерческих банков являются: -привлечение временно свободных денежных средств; -предоставление ссуд; -осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; -выпуск кредитных средств обращения; -консультирование и предоставление экономической и финансовой информации. В экономике чётко прослеживается следующая зависимость: национальный доход возрастает в большей степени, чем величина произведенной первоначальной инвестиции. Этот результат называется эффектом мультипликатора. Мультипликатор = (Изменение в национальном доходе) / (первоначальное изменение в национальных доходах) Мультипликатор есть коэффициент, на который надо умножить первоначальную инвестицию, чтобы узнать, на сколько увеличится объем национального дохода. Билет 6 Сущность, функции и основные черты финансов. Финансы – это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов. Сущность финансов проявляется в их функциях: 1) Распределительная. Проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов; их сумма равна национальному доходу. 2) Контрольная. Проявляется в контроле над распределением ВВП по фондам и целевому назначению. Функция проявляется через деятельность финансовых органов. 3) Регулирующая. Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. 4) Стабилизационная. Фин. система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные средства государства и предприятий. Она состоит из 3 подсистем: 1) Государственные финансы – денежные фонды, находящиеся в руках государства и обеспечивающие управление народным хозяйством, оборону, правопорядок и социальные гарантии. 2) Финансы предприятий – денежные фонды, обеспечивающие процессы производства и воспроизводства на предприятии. 3) Финансы населения – денежные фонды жителей страны. Билет 7 Экономический рост и его типы. Теория экономического роста дает ответ, - какие факторы обеспечивают рост выпуска продукции во времени. Рост выпуска определяется ростом затрат факторов производства и изменяют их производительность. Для производства товаров необходимы в самом общем виде 3 фактора: 1. Рабочая сила 2. капитал 3. природные ресурсы Поэтому, созданный продукт можно записать в виде Q = f(L,K,N) Принято деление факторов на две группы в зависимости от характера роста (количественного и качественного): экстенсивные факторы роста и интенсивные. К экстенсивным относят: Увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии; Увеличение числа занятых работников; Рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива и т.д. К интенсивным факторам роста относятся: Ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники и технологии путем обновления основных фондов); Повышение квалификации работников; Улучшение использования основных и оборотных фондов; Повышение эффективности производства за счет лучшей его организации; При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства, а при интенсивном – путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Билет 8 Общественные (социальные) блага и их признаки. Общественные блага – блага, обладающие следующими признаками: - признак неисключения – практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага. - признак неконкурентности в потреблении – потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим. - признак неделимости – благо нельзя разделить на отдельные единицы. Примеры: 1) маяк, направляющий моряков ночью светит всем, до кого доходит его свет. 2) Обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории. Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект компостерной крысы). Билет 9 Причины и механизмы инфляции. Инфляция (лат. вздутие). Традиционно рассматривается как обесценивание бумажных денег, которое проявляется в устойчивом повышении уровня цен в экономике. Различают 2 основных вида: открытая и подавленная. В рыночной экономике инфляционное обеспечение денег проявляется только в росте цен и является открытой. В командной экономике инфляция имеет подавленный характер и характеризуется: 1) товарный дефицит 2) снижение качества товаров и услуг 3) повышение цен Инфляция различается в зависимости от внутренних факторов. Инфляция, в возникновении которой главную роль играют денежные факторы – инфляция спроса. Инфляция, главной силой в которой выступают не денежные факторы, называются инфляцией издержек. Разновидностью инфляции, связанной с издержками, является инфляция, вызванная повышением заработной платы. Причины инфляции: 4. Главной причиной считают чрезмерный выпуск бумажных денег. Сегодня существует связь между долей денежной массы в ВВП и уровнем инфляции. Страны с низким уровнем экономического развития (инф высокая) отличаются низким удельным весом в ВВП и наоборот 5. Основной причиной можно считать дефицит госбюджета. Государство осуществляет займы в центральном банке, а также займы правительства на частном кредитном рынке. 6. … 7. инфляция повышается из-за монополизма экономики. Она быстрее развивается там, где монополизм, т.к. монополии удерживают высокие цены, сокращающие объемы производства. 8. механизм налогообложения 9. удорожание импортируемых товаров. Билет 10 Методы измерения ВНП – по доходам, по расходам. 1) По расходам. ВНП = C+Y+G+X. С - потребление, включающее в себя расходы домашних хозяйств на различные виды товаров и услуг. Y – инвестиции – затраты на инвестиционные товары, к которым относятся оборудование, материально-технические запасы, расходы на амортизацию. G – расходы государства, которые идут на производство товаров и услуг. Х – чистый экспорт – разница между объемом экспорта и импорта. 2) По доходам. ВНП = W+R+P+I. W – заработная плата рабочих и служащих; выплаты по социальному страхованию; выплаты из частных пенсионных фондов. R – рента – рентные доходы, которые получают домохозяйства в результате сдачи в аренду земли, жилья и других помещений. P – прибыль, которую получают владельцы единоличных хозяйств, товариществ и корпораций. I – проценты, которые получают как доход от денежного капитала, сбереженного домохозяйствами. Оба метода расчёта равнозначны и используемы. Билет 11 Государственный долг, внутренний и внешний. Гос. долг – это накопленный бюджетный дефицит + сбережения населения в банках + займы населения + средства гос. страхования. Государственный долг бывает внутренним и внешним. Внутренний – задолженность государства перед гражданами, фирмами, учреждениями своей страны, в рублях. Внешний – это обязательство государства другим странам в иностранной валюте. Долговые обязательства могут существовать в разных формах: кредитные отношения и договора; государственный займы (виде выпуска ценных бумаг). Основные цели управления гос. долгом: 1) поддержание объема государственного долга на эконом. безопасном уровне 2) обеспечение использования обязательств государства 3) оптимизация стоимости обслуживания государственного долга В связи с этим осуществляются следующие мероприятия: 1) Рефинансирование – размещение новых займов и обмен старых на новые 2) Конверсия – изменение размера доходности в сторону снижения или увеличения процентной ставки 3) Консолидация – сокращение срока погашения 4) Унификация – соединение нескольких обязательств в одно новое 5) Онулирование долга Билет 12 Доходы населения и источники их формирования. Номинальный и реальный доход. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы: -доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы; -доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход; -трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.; -доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики. Доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Билет 13 Индекс цен (дефлятор ВНП). ВНП – денежный, временный показатель, на его величину оказывают влияние факторы: 1) размеры объема выпускаемой продукции 2) уровень цен Если уровень цен возрастает, то в экономике происходит инфляция, следоват. деньги обесцениваются. Если уровень инфляции понижается, то это дефляция, повышается покупательная способность. Уровень цен выражается в виде индекса. Он необходим, для того чтобы определить общий уровень цен в национальной экономике. Индекс цен = (цены текущего года) / (цены базисного года) * 100% ВНП вычисляется в текущих рыночных ценах и это его номинальное значение. Для получения истинного показателя надо отчистить цены от инфляции. Таким образом, будет получено реальное значение ВНП. Отношение номинального ВНП к реальному показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется дефлятором ВНП. Реальный ВНП является наиболее точной характеристикой национальной экономики. Билет 14 Финансовая сис-ма России. Госбюджет. Источники дохода. Расходы госбюджета. Финансы – это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов. Сущность финансов проявляется в их функциях: 5) Распределительная. Проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов; их сумма равна национальному доходу. 6) Контрольная. Проявляется в контроле над распределением ВВП по фондам и целевому назначению. Функция проявляется через деятельность финансовых органов. 7) Регулирующая. Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. 8) Стабилизационная. Фин. система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные средства государства и предприятий. Она состоит из 3 подсистем: 4) Государственные финансы – денежные фонды, находящиеся в руках государства и обеспечивающие управление народным хозяйством, оборону, правопорядок и социальные гарантии. 5) Финансы предприятий – денежные фонды, обеспечивающие процессы производства и воспроизводства на предприятии. Финансы населения – денежные фонды жителей страны. За годы перестройки появились новые элементы государственных финансов: -фонд стабилизации; -пенсионный фонд; -фонд занятости; -союзный республиканский валютный фонд. Госбюджет является главным звеном финансовой сис-мы. Представляет собой план доходов и расходов гос-ва, составляемый на определенный срок. Его функции: -распределительная; -перераспределительная -контрольная Структура госбюджета включает в себя статьи расходов и статьи доходов. Основными источниками доходов гос-ва являются: -налоги -доходы от предпринимательской деятельности гос-ва -поступления в госбюджет в виде кредитов, выдаваемых другими гос-вами или международными кредитными организациями. Расходы гос-ва осуществляются в следующих направлениях: -содержание гос-ного аппарата; -затраты на социальную сферу; -расходы на военную безопасность -расходы на экономические нужды: субсидии, дотации, кредиты -гос-ное потребление (закупки товаров за рубежом); -выплаты по внешнему долгу. Билет 15 Развитие мировой валютной системы: золотой стандарт; Бреттон-Вудская сис-ма; Ямайское соглашение. Впервые мировая валютная система как система сформировалась к середине 19 в. Внешнее оформление данного процесса произошло в 1867 г. на Парижской конференции. Денежные системы основных стран мира на тот период существовали или готовились к работе на условиях золотого стандарта. Это означало, что функции денег выполняло непосредственно золото. Золотомонетный стандарт конца 19 – начала 20 вв. достаточно стабильно держал мировую валютную систему, т.к. сочетал элементы разумного регулирования с рыночным, свободным котированием валют между собой. Данная система просуществовала до начала первой мировой войны. Военные расходы, разрушения и революции развалили мировую систему. И в таких условиях началась разработка новой международной валютной системы. Новые принципы международных расчетов были утверждены на Генуэзской конференции и закреплены межгосударственным соглашением. Основными новшествами были введение золотодевизного стандарта и узаконивание использования национальных кредитных денег в качестве международных платежных средств. Генуэзская сис-ма просуществовала до октября 1936 года. Распалась в результате мирового экономического кризиса. Незадолго до окончания второй миррой войны, в июле 1944 г., в Бреттон-Вудс состоялась международная конференция, заложившая основы будущих валютных расчетов между гос-вами. В основе созданной в 1944 г. Бреттон-Вудской международной системы лежали следующие принципы: 1) сохранение стабильности сложившихся курсов валют; 2) исключение из международной расчетной практики потоков золота; 3) утверждение доллара США в качестве основной платежной единицы в международных расчетах. Общемировой экономический кризис резко увеличил количество обращений в Федеральную резервную сис-му (ФРС) США по поводу необходимости обмена долларовой массы на золото. С целью предотвращения его массового оттока из страны в 1971 г. США в одностороннем порядке объявили о прекращении свободного обмена долларов на золото и отказались поддерживать фиксированную цену на него. Такое решение практически парализовало на время мировые рынки. Распад Бреттон-Вудской сис-мы, глубокий кризис обусловливали необходимость кардинальных изменений в мировой валютной системе. В 1976-1978 гг. были предприняты попытки создать новую общемировую валютную систему – Ямайские соглашения. Однако расхождения во взглядах на перспективы дальнейшего экономического развития не позволили выработать соглашение, предоставляющее доллару США прежнюю гегемонию на мировых валютных рынках. Билет 16 Международная торговая политика. Торговые барьеры. Международная торговля – сфера пересечения интересов огромного числа экономических субъектов. В обосновании политики внешней торговли исторически оформились два основных направления: 1) Протекционизм – гос политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Идеология протекционизма получила распространение в экономически менее развитых странах (Германия, США). Берет начало в воззрениях меркантилистов (15-18 вв.). 2)Фритредерство, или принцип «свободной торговли». Основой фритредерства стала теория сравнительных издержек. Появившись в виде научной теории, фритредерство в 19 веке становится официальной экономической политикой Англии. Все страны в своей внешнеэкономической политике в той или иной мере используют систему протекционистских мер, иначе называемых барьерами. Они направлены на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынке. К их числу принято относить: 1) Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование пошлин для затруднения ввоза в страну, реже – вывоза из нее отдельных видов продукции. Такие пошлины называются протекционистскими. Они ставят иностранного производителя в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке вследствие увеличения цены на его продукцию. 2) Нетарифные барьеры – совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности: - контингентирование – установление определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или отдельных товарных групп, в пределах которых внешнеторговые операции осуществляются свободно. - лицензирование – разрешение (лицензия) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. - метод прямого ограничения – использование гос монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных им частных фирм на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности. Билет 17 СНС и её использование в России. СНС сформировалась в 40-50 е годы 20 века, в развитых промышленных странах для разработки экономической политики и программ по регулированию развития рыночного хозяйства. Сегодня, СНС представляет собой всё время статистическую модель рыночной экономики. Современная СНС – это всеобъемлющая система взаимосогласованных показателей, которая охватывает и упорядочивает данные, описывающие абсолютно все аспекты и фазы экономического процесса, все экономические операции всех хозяйствующих субъектов, все активы и пассивы. В СНС входят следующие показатели: ВНП; ВВП; чистый нац. продукт (ЧНП); нац. доход (НД); нац. богатство (НБ); личный доход (ЛД); располагаемый доход (РД) и другие. Первый стандарт СНС был представлен в ООН в 50-е годы. Просуществовал до 1993 года. Билет 18 Коммерческие банки, их функции и операции. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Коммерческие банки – центры кредитной системы. Основными функциями коммерческих банков являются: -привлечение временно свободных денежных средств; -предоставление ссуд; -осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; -выпуск кредитных средств обращения; -консультирование и предоставление экономической и финансовой информации. Операции принято делить на активные и пассивные. Посредством активных операций банк размещает ресурсы для получения прибыли в виде процентов от вкладов, векселей, дивидендов и т.д. К числу таких операций относятся: 1) выдача кредитов клиентам 2) покупка ценных бумаг 3) покупка векселей При помощи пассивных операций формируются ресурсы банка, то есть собственный капитал банка, который может составлять от 1% до 10% всех ресурсов, а также вклады, которые банк принимает у клиентов. Билет 19 Уровень жизни и его показатели. Критерии бедности могут быть одинаковы для всех стран, но их оценка зависит от уровня жизни населения страны. Уровень жизни характеризует количественную меру благосостояния людей. 1) самый главный показатель – структура и уровень потребления товаров и услуг в расчете на одного человека или семью. Особо при этом выделяется доля затрат на питание! 2) денежные доходы населения в расчете на человека или семью (месячный доход). Необходимо, чтобы месячный доход превышал прожиточный минимум. В ЕКБ 4500-4700. 3) общественные фонды потребления (трансферты) – услуги или благо, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. 4) имущественные и денежные накопления (имущественный ценз и сбережения). Накопленное ранее богатство позволяет жить безбедно и при низких доходах. 5) средняя продолжительность жизни. В России для мужчин – 60, для женщин – 70 лет, что существенно ниже, чем в других развитых странах. 6) количество свободного времени. 40-часовая рабочая неделя считается приемлемой, 35-часовая – желаемой. Наибольшее влияние на уровень жизни оказывают доходы и цены. Основным измерителем бедности служит жизненный (физиологический) и социальный минимум. Билет 20 Проблема бедности: относительная и абсолютная. Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо спосо¬бен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечи¬вающие биологическую выживаемость. Численным критерием выс¬тупает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной ха¬рактеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены обще¬ства, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны от¬носительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни. Билет 21 Государственная система поддержания уровня жизни. В развитых странах вмешательство государства в распределение доходов достигает больших размеров, например: в Америке, трансфертные платежи составляют до 60% госбюджета и до 20% ВНП. Определить границы участия государства сложно – это зависит от состояния экономики; от демографической ситуации; от идеологии и политики. Размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями страны. Основные направления перераспределения доходов гос-ва: 1) соц. защита и поддержка населения. Оказывается отдельным группам населения. Социально уязвимые слои. Денежная помощь; бесплатное питание; оказание медицинской, юридической помощи и другое. 2) Социальное обеспечение – речь идет о категориях населения, которым оказывается длительная или постоянная помощь – людям, у которых нет средств и источников для существования (пенсионное обеспечение, помощь безработным) 3) Социальная реабилитация – означает восстановление нарушенной социальной справедливости 4) Благотворительность может стать осязаемой помощью всем обездоленным Билет 22 Центральный банк России, функции, операции. ЦБ выполняет следующие функции: - ведет фин. операции от лица правительства страны; - осуществляет управление кредитной системой страны в целом; - в случае необходимости принимает решения относительно выпуска банкнот (их эмиссии); - хранит временно свободные и обязательные резервы других банков страны, в том числе коммерческих; - осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков и т.д. ЦБ регулирует предложение на деньги. Это проявляется в 2-ух моментах: 1) ЦБ осуществляет эмиссию денег, то есть регулирует массу денег, которые находятся в обращении. 2) ЦБ устанавливает резервные требования, то есть устанавливает процент от капитала банка, который должен находиться в нем для удовлетворения потребностей клиентов, и осуществляет контроль за выполнением этих требований. Билет 23 Производственная функция. Факторы производства. Существуют показатели предельной производительности, которые характеризуют размер прироста выпуска в зависимости от прироста каждого фактора. дельтаQ/L, Q/K, Q/N – показатели предельной производительности труда, капитала и природных ресурсов. Они характеризуют вклад каждого фактора в увеличение выпуска продукта. Исходя из этого, производственную функцию можно записать следующим образом: Q = (дельтаQ/дельтаL)*L + (дельтаQ/дельтаK)*K + (дельтаQ/дельтаN)*N Рост производства не полностью объясняется ростом затрат факторов. Существует фактор экономического роста, который отражает состояние техники и технологии и их изменения – фактор НТП. Производственная функция будет выглядеть: Q = W1*L+W2*K+W3*N+альфа, где W1, W2, W3 – доли труда, капитала, природных ресурсов. L, K, N – темпы прироста соответствующих факторов. Альфа – НТП. Весь прирост продукции можно разделить на 2 части: 1) пропорционально приросту суммарного объема производственных ресурсов 2) характерное превышение прироста продукции над приростом производственных ресурсов 1-ая часть – это результат количественного преувеличения производственных ресурсов; 2-ая часть – это результат качественного использования природных ресурсов; Факторы количественного роста называются экстенсивными; качественного – интенсивными. Билет 24 Денежная сис-ма, денежная масса, денежные агрегаты. Деньги – разновидность имущества экономических субъектов. Под активами понимают то, что обладает ценность. Ценность денег связывают с понятием ликвидность. Ликвидность отражает меру усилий, с которой имущество (актив) может быть обменено на другой актив. Сущность денег проявляется в их функциях: 1) средство обращения: деньги – посредник в процессе Т-Д-Т 2) мера стоимости: деньги выражают ценность товара 3) средство платежа: деньги выполняют эту функцию при выплате заработной платы, уплаты налогов, долгов и т.д. 4) средство накопления: деньги могут выполнять эту функцию только при условии стабильного уровня цен в стране Выделяют 2 типа систем денежного обращения: 1) система обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные деньги (золотые или серебряные), выполняющие все функции денег. К системе метал. денег относятся биметаллизм и монометаллизм 2) система обращения кредитных, бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото (само оно ушло из обращения). Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных средств, обеспечивающие обращение товаров, которыми владеют государство и хоз. агенты. В структуре денежной массы выделяют активную (денежные средства, которые реально обслуживают хозяйственный оборот) и пассивную (денежные накопления, остатки на счетах, которые могут служить расчетными средствами) части. Понятие денежной массы конкретизируется с помощью денежных агрегатов, которые представляют собой различный группировки денежной массы по степени убывания ее ликвидности. Выделяют следующие денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3, L.. М0 – наличные деньги. М1 включает в себя: наличные деньги М0, вклады до востребования, прочие чековые вклады. М1 принято считать деньгами для осуществления сделок. М2 образуется путем прибавления к М1 вкладов на мелких срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозитов в специальных финансовых институтах. М3 состоит из М2, депозитных сертификатов, срочных соглашений об обратном выкупе, акций взаимных фондов денежного рынка и т.д. L представляет собой сумму М3 и большей части ценных бумаг, включает в себя ликвидные средства и все то, что можно потратить, и является самым широким денежным агрегатом. Билет 25 Сущность и виды налогов. Налоговая система России. Главным источником доходов госбюджета являются налоги. На их долю приходится 90% поступлений. Налог представляет собой совокупность элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение: 1) налогово-правовая норма; 2) налогоплательщики; 3) объект налогообложения; 4) ставка налога; 5) налоговый период. Налоги подразделяются по следующим признакам: 1. По способу взимания – прямые и косвенные. Прямые – налоги на доходы (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Косвенные – налоги. Которые взимаются через цену товара (надбавки государства в цену товаров и услуг, уплачиваются потребителями, НДС, акцизы, таможенные пошлины). НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения. 2. По ставкам – пропорциональные, прогрессивные, регрессивные. 3. По уровню бюджета получателя – закрепленные и регулирующие. Первые целиком поступают в бюджет. Вторые поступают в бюджет разных уровней. Налоги выполняют следующие функции: 1) Фискальная функция – основная – формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. 2) Распределительная – состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями людей для поддержания социального равновесия. 3) Регулирующая – для решения задач политики государства 4) Контрольная – контролирование политики. Под налоговой системой понимают совокупность сборов, пошлин, налогов, взимаемых в установленном порядке и устанавливающих условия налогообложения. Признаки налоговой системы: 1) целостность 2) гибкость 3) множественность 4) стабильность Налоговая система России сложилась в годы перестройки (91-95). Создавалась с учетом опыта зарубежных стран. Билет 26 Дефицит госбюджета и источники его покрытия. Госбюджет – это план доходов и расходов государства, соста | |
|
Всего комментариев: 0 | |