15:17 23 октября родились... | |
Константин Иванович Арсеньев1491 ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА (в миру Иниго Лопес де Лойола) католический святой, основатель ордена иезуитов и его генерал с 1541. Происходил из знатного баскского рода; в 1521, оправляясь от тяжелого ранения, обратился ко Христу. Приобретя аскетический опыт, пройдя курс богословия и пережив ряд божественных озарений, Игнатий предпочел монастырскому уединению проповедь в миру. Поначалу его деятельность вызвала преследования со стороны испанской инквизиции, и ему пришлось перебраться в Париж, где в 1534 он с единомышленниками принес обеты бедности и целомудрия. После неудачного паломничества в Святую Землю отправился в Рим, где папа благословил создание нового ордена. Лойола превратил орден в орудие контрреформации. выработал организационные и моральные принципы ордена. В сочинении «Духовные упражнения» изложил систему иезуитского воспитания, целью которого ставил подавление индивидуальной воли человека и превращение его в послушное орудие церкви; считал допустимыми любые средства ради «вящей славы божьей». В 1622 Лойола был причислен католической церковью к лику святых. Память в Католической Церкви 31 июля. 1654 Иоганн Бернгард Штаудт Австрийский композитор 1715 Пётр II Алексеевич российский император (с мая 1727 года), сын царевича Алексея Петровича и его жены Натальи Алексеевны (урожденной Шарлотты Софии, принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттель>ской). Мать Петра умерла через десять дней после его рождения, а в 1718 году он потерял и отца. После смерти в 1719 году сына Петра I от второго брака царевича Петра Петровича различные политические силы как в России, так и за ее пределами стали рассматривать мальчика в качестве возможного претендента на Российский престол. В 1727 году А. Д. Меншикову удалось убедить Екатерину I подписать завещание в пользу Петра, где также оговаривалось, что царевич должен жениться на дочери Меншикова Марии. После смерти Екатерины и провозглашения Петра императором Меншиков поселил юного самодержца в своем доме и полностью контролировал все его действия. Однако вскоре светлейший князь заболел, чем не преминули воспользоваться его противники. Под влиянием А. И. Остермана и князей Долгоруких Петр, давно тяготившийся опекой Меншикова, лишил его всех чинов, сослал в Сибирь и объявил о расторжении помолвки с его дочерью. Петр был живым, сообразительным и, по-видимому, не лишенным способностей, но одновременно упрямым и своенравным мальчиком, нравом напоминавшим своего великого деда. Несмотря на некоторое сходство, царь, в отличие от Петра I, не желал учиться. По причине своего юного возраста он не мог должным образом заниматься государственными делами, почти не появлялся в Верховном тайном совете. Это привело вскоре к расстройству всей системы управления, поскольку чиновники, опасаясь немотивированных поступков Петра, не решались брать на себя ответственность за важные решения. Заброшенным оказался Российский флот, к которому государь не проявлял никакого интереса. Основными фаворитами императора стали князья отец и сын А. Г. и И. А. Долгоруковы, люди бесцветные и беспринципные, стоявшие на страже лишь собственных интересов. Их влияние на царя было чрезвычайно велико. При посредстве Ивана Долгорукова, отличавшегося, по отзывам современников, бесшабашностью и распутным образом жизни, Петр проводил время в разного рода пирушках, за картами, в обществе девиц легкого поведения, рано пристрастился к алкоголю. Постоянной спутницей царя на охоте была и его тетка Елизавета Петровна, в которую, по некоторым данным, был влюблен. Тем не менее Долгоруким в ноябре 1729 года удалось заставить царя обручиться с княжной Екатериной Долгорукой. Впрочем, есть основания полагать, что к этому времени Петр стал уже тяготиться обществом Долгоруких и проявлять некоторый интерес к делам государства; неоднократно он обещал искренне привязанному к нему Остерману возобновить учебу. Но в январе 1730 года четырнадцатилетний царь заразился оспой и, проболев около двух недель, умер. 1734 Никола-Эдм Ретиф де ла БРЕТОН французский писатель. Когда издатель отверг один из лучших его романов "Совращенный крестьянин", он напечатал его сам - с большим успехом и прибылью и стал одним из первых профессиональных писателей, зарабатывающих на жизнь своим пером. Это вынуждало его писать много и быстро - один из романов он написал всего за 5 дней; всего же оставил около 200 томов. Последние его годы были омрачены нищетой: революция, которую он так страстно призывал, лишила его средств к существованию. Две тысячи парижан провожали на кладбище своего писателя. 1749 Никлас АППЕРТ кондитер, химик, изобретатель. 1752 Франсуа АППЕР французский изобретатель и производитель консервов. 1773 Пьетро Дженерали итальянский композитор (опера "Римская вакханалия"). 1775 Шарль Габриель ПОТЬЕ (Потье де КАЙЕТЬЕР) французский актер. 1776 Ефим Петрович ЛЮЦЕНКО русский поэт-сентименталист. 1789 Константин Иванович Арсеньев русский статистик, историк и географ. Родился в семье сельского священника. Профессор Петербургского университета (1819-21). Академик Петербургской АН (1836). В трудах "Начертание статистики Российского государства" (ч. 1-2, 1818-1819), "Статистические очерки России" (1848) стремился обосновать экономическое районирование России. В лекциях в университете доказывал преимущества свободного труда над крепостным, необходимость свободы промыслов, за что был отстранён от работы. В 1828-35 преподавал историю и статистику будущему императору Александру II. В 1835-53 возглавлял статистические работы в министерстве внутренних дел. Один из учредителей Русского географического общества. Его "Краткая всеобщая география" (1818) выдержала 20 изданий и служила 30 лет единств. учебным пособием. Исторические работы А. потеряли значение. 1789 Николай Иванович ТУРГЕНЕВ государственный деятель, экономист, декабрист. Четвертый сын директора Московского университета Ивана Петровича ТУРГЕНЕВА учился в Московском и Геттингенском университетах, был помощником статс-секретаря Госсовета, служил в министерстве финансов. Тургенев был одним из основателей Северного общества декабристов, но в момент восстания оказался на лечении за границей и был заочно приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Вынужденный остаться за границей, Тургенев стал одним из первых российских политических эмигрантов. Состоял членом литературного общества "Арзамас", неоднократно встречался с А.С. ПУШКИНЫМ, став одним из его политических учителей. На квартире Тургенева Пушкин наполовину сочинил оду "Вольность", ночью закончил и на следующий день принес Тургеневу на одобрение. Известен и случай ссоры поэта с Тургеневым, обругавшим эпиграммы Пушкина на правительство. Дело дошло до вызова на дуэль, но затем Пушкин письменно просил извинения. За границей Тургенев женился на дочери сардинского маркиза Кларе ВИАРИС. У них было пятеро детей, один из которых - Петр - стал известным скульптором, почетным членом Императорской Академии наук. В 1856 Николай Иванович был восстановлен во всех правах, горячо участвовал в обсуждении крестьянской реформы. Когда в посольской церкви в Париже читался манифест об отмене крепостного права и священник вынес крест, все присутствовавшие посторонились, уступая дорогу Николаю Тургеневу, всю жизнь самоотверженно боровшемуся за уничтожение рабства в России. 1800 Анри де МИЛЬН-ЭДВАРДС французский зоолог, член Парижской академии. 1801 Густав Альберт ЛОРТЦИНГ немецкий певец, композитор (оперы "Два стрелка", "Царь-плотник"). 1813 Людвиг ЛЕЙХАРДТ немецкий исследователь Австралии. 1817 Пьер ЛЯРУСС (ЛАРУСС) французский лексикограф, составитель знаменитого "Словаря Лярусса", педагог, издатель, положивший начало серии энциклопедий, носящих его имя. 1818 Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия - Ермилов) российский актер (Малый театр). Родоначальник театральной семьи. После смерти отца с 9 лет воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним Садовский). В 1832 году поступил в Тульскую труппу (для которой ранее переписывал роли). Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и других городов. В 1839 году, благодаря поддержке М. С. Щепкина (который в 1838 году видел Садовского на сцене Казанского театра и отметил его игру), дебютировал в Малом театре в водевильных ролях (Жанно Вижу, Нац, Емельян - "Любовное зелье", "Дезертир", "Хороша и дурна, и глупа, и умна" - переделки Д. Т. Ленского с французского). Садовский играл в Малом театре до конца жизни. Первые роли - в переводных водевилях, комедиях, драмах и мелодрамах. Критика отмечала Садовского как отличного комика, "простака" и характерного актёра; у него находили "бездну натуры", наивность, непосредственность, живость, непринуждённую весёлость и необыкновенный юмор. Не стремясь смешить, не прибегая к шаржу, Садовский держался серьёзно, достигая этим необычайного комизма. Большой успех Садовскому принесли водевильные характерно-бытовые роли: Филатка ("Филатка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го, 1839), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1841), Петухов ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловьёва, 1843). В произведениях переводной классической драматургии Садовский играл роль Шута ("Король Лир", 1843), Журдена, Скапена ("Мещанин во дворянстве", 1844, "Мнимый больной", 1846, и "Скапеновы обманы", 1849, Мольера). Расцвет сатирического таланта Садовского связан с его выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре. Образы Садовского заняли видное место в сценической истории пьес Гоголя. Первые роли - Ходилкин (Анучкин) и Подколёсин ("Женитьба", обе в 1843), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя, 1843). М. С. Щепкин считал, что Садовский был единственным актёром, который сразу "постиг тайну гоголевского языка". Его философствующий Подколёсин, крайне нерешительный и по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей Садовского - Осип ("Ревизор", 1845). В 1850-е годах играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Дарование Садовского, основанное на простоте и правде, глубоком знании русской жизни, раскрылось в пьесах А. Н. Островского, занявших центральное место в творчестве Садовского. В Островском актёр нашёл своего драматурга, а тот в нём - сподвижника и великолепного исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной и выразительной игры. С конца 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Активный пропагандист творчества великого драматурга, Садовский познакомил различные общественные круги Москвы с комедией "Банкрот" ("Свои люди - сочтёмся"), вызвал интерес к писателю-новатору у передовой молодой части труппы Малого театра, содействовал своей игрой успеху и утверждению его пьес в театре. В первых постановках 28 пьес Островского на сцене Малого театра Садовский исполнил 29 ролей. В первой же роли Русакова ("Не в свои сани не садись", 1853) Садовский поразил жизненностью поведения. Типичные образы создал Садовский, играя роли взяточников-чиновников - Беневоленского ("Бедная невеста", 1853), Юсова ("Доходное место", 1863). Исполняя роль Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854), которая была шедевром артиста, Садовский создал драматичный образ человека, страдающего от своего падения, но непримиримого к насилию и хищничеству. Садовский мастерски играл роли купцов-самодуров, создавая сатирические характеры: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856, и "Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др. В образе Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся", 1861) Садовский убедительно показал превращение своего героя из угодливого приказчика в купца-накопителя. Позднее (1869) в этой пьесе Садовский сыграл роль Болыпова. Драматическая сторона дарования Садовского раскрылась в роли Краснова ("Грех да беда на кого не живёт", 1863 и 1867). В творчестве Садовского глубина и тонкость социальной и психологической характеристик сочетались с выразительностью внешнего бытового рисунка роли. Крупнейший представитель искусства Малого театра, Садовский был мастером русской речи, раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно разрабатывал текст роли. Чёткая дикция, гибкий голос помогали актёру находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. Садовский славился также мимическим мастерством, выразительностью пауз, полным слиянием с образом. Садовский был первым исполнителем на сцене Малого театра следующих ролей: Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1855), Дурнопечин, Ананий и Митрич ("Ипохондрик", 1857, "Горькая судьбина", 1863, и "Самоуправцы", 1866, Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера Расплюева, Садовский в то же время показывал и его человеческие черты, создав традицию исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова ("Провинциалка", 1856, и "Нахлебник", 1862, Тургенева). С большим юмором Садовский исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт - "Проделки Скапена", 1866, Сганарель - "Лекарь поневоле", 1866, Жорж Данден - в одноименной пьесе, 1866, Пурсоньяк - в одноименной пьесе, 1867, Сганарель - в одноименной пьесе, 1869), Шекспира (Баптиста - "Укрощение строптивой", 1865), Кальдерона (Бенито - "Сам у себя под стражей", 1866). Выступал также в операх. Садовский принимал деятельное участие в организации московского "Артистического кружка" (1865) и его спектаклей; играл в них. В творчестве Садовского, продолжившего и развившего щепкинские традиции в сценическом искусстве, проявились национальные особенности русского сценического реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его национальной специфики, внимание к внутреннему миру человека, отношение к слову как к основному средству характеристики образа. Искусство Садовского оказало воздействие на целую плеяду русских актёров. Садовский был автором юмористических рассказов и превосходным рассказчиком. Другие роли: Хватайко ("Ябеда" Капниста, 1845), Пролетов и Бурдюков ("Тяжба" Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин ("Недоросль", 1859), Горич ("Горе от ума", 1862), Барсуков ("Утро делового человека" Гоголя, 1863), Мякишев ("Расточитель" Лескова, 1868); в пьесах Островского: Смуров ("Утро молодого человека", 1853), Агафон ("Не так живи, как хочется", 1854), Пузатов ("Картина семейного счастья", 1857), Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), 1-й кучер ("Не сошлись характерами", 1858), Густомесов ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Потапыч ("Воспитанница", 1863), Хрюков ("Шутники", 1864), Шалыгин ("Воевода", 1865), Бессудный ("На бойком месте", 1865), Боровцов ("Пучина", 1866), Минин ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук". 1867), Осипов и Щелкалов ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867), Сеитов ("Тушино", 1867), князь Воротынский ("Василиса Мелентьева" Островского и С. А. Гедеонова, 1868), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Ахов ("Не все коту масленица", 1871), Восмибратов ("Лес", 1871); роли в западной классике: Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия ошибок", 1852, "Виндзорские проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Другие роли в водевилях и комедиях русских авторов: Ушица ("Дочь русского актёра" Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П. Каратыгина, 1846), Безмерин ("Хорош Петербург, да друзья одолели" Григорьева 2-го, 1848), Мордоплюев ("Жених из ножевой линии" Красовского, 1853), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения" Чернышёва, 1859), Билкин ("Омут" Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная жизнь" Чернышёва, 1862), Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862). Партии: Фрелаф("Аскольдова могила" опера Верстовского, 1846), Фаддей ("Мельник - колдун, обманщик и сват" комическая опера Аблесимова, музыка Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др. 1825 Аполлинарий КОНТСКИ польский скрипач и композитор, основатель Музыкального института в Варшаве, придворный музыкант в России. 1835 Эдлай Ивинг СТИВЕНСОН ( 23-й вице-президент США (1893-1897), дед кандидата в президенты Эдлая СТИВЕНСОНА (Adlai STEVENSON)(1952; 1956). 1844 Вильгельм Мария Хубертус ЛЕЙБЛЬ немецкий живописец-реалист. Портреты Лейбля отличаются уверенным мазком и гармоническим сочетанием линеарности и пластичности. 1846 Александр Андреевич Архангельский русский хоровой дирижёр и композитор. Заслуженный артист Республики (1921). Организовал в 1880 в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром (обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов) и высокой музыкальной культурой. Хор Архангельского совершал концертные поездки по городам России, гастролировал за границей. Архангельский издал хоровой сборник "Репертуар концертов". Автор хоровых сочинений, обработок народных песен. Один из первых ввёл в русское церковное пение женские голоса. 1851 Гийом Кутюр Франко-канадский композитор, дирижер, педагог 1858 Мари Жозеф ЭРБ французский композитор, органист, педагог. 1862 Николай Михайлович ФИЛАТОВ советский учёный в области теории стрельбы из стрелкового оружия, Герой Труда (1928). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1887), был назначен преподавателем в Московское пехотное училище. В 1892-1917 преподавал в Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе (с 1915 начальник школы), руководил испытаниями автоматического стрелкового оружия на ружейном полигоне при школе, основанном им в 1905. С 1896 в артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления. Активно содействовал работам первых отечественных изобретателей и конструкторов автоматического оружия (В. Г. Федоров, Ф. В. Токарев, Я. У. Рощепей, В. А. Дегтярев, И. Н. Колесников и др.). После Октябрьской революции Ф. помогал в подготовке первых сов. командных кадров пехоты. С 1918 начальник Высшей стрелковой школы РККА (курсы "Выстрел"), созданной на базе Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы. С 1922 председатель стрелкового комитета РККА, затем - в инспекции пехоты. Автор труда "Записки по теории стрельбы" (1897) и многих др. работ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. 1868 Фредерик Уильям ЛАНЧЕСТЕР английский инженер, который в конце 1895 вместе с братьями Фрэнком и Джорджем построил первый британский автомобиль. 1871 Гергь ФИШТА албанский поэт. 1875 Гильберт Ньютон Льюис Американский физикохимик. Основные работы посвящены химической термодинамике и теории строения вещества. Определил свободную энергию многих соединений. Ввел понятие термодинамической активности. Уточнил формулировку закона действующих масс. Развил (1916) теорию ковалентной химической связи. Его концепция обобщенной электронной пары оказалась очень плодотворной для органической химии. Предложил (1926) новую теорию кислот как акцепторов пары электронов и оснований как доноров пары электронов. Ввел (1929) термин «фотон». 1876 Александр Павлович ИВАНОВ русский писатель, искусствовед. 1880 Уна О'КОННОР ирландская и англо-американская актриса. 1881 Николай Никандрович НАКОРЯКОВ организатор книжного дела в СССР. 1886 Эдвин БОРИН американский психолог. Известен своими экспериментальными работами и трудами по истории психологии. 1887 Николай Павлович ГЛЕБОВ-АВИЛОВ (АВИЛОВ)(1887 - 13.03.1937), старый большевик. В составе первого советского правительства был наркомом почт и телеграфов. В 1918 как главный комиссар Черноморского флота руководил его затоплением. Первый главный редактор газеты "Труд" (1921-22), первый директор завода "Ростсельмаш", построенного под его руководством. В 1936 арестован, 12 марта 1937 приговорен к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной террористической организации. В 1956 реабилитирован. 1889 Ольга Владимировна ГЗОВСКАЯ актриса театра и кино, игравшая в Малом театре, во МХАТе и Ленинградском театре драмы им. Пушкина. 1890 Ксения Ивановна КОТЛУБАЙ (ШПЕТАЛЬСКАЯ) заслуженная артистка Республики, режиссер, педагог, актриса. 1892 (Милтон) МАРКС театральный агент, один из членов эстрадной труппы "Братья Маркс" (вместе со своими четырьмя братьями). 1893 Филипп Емельянович Козицкий украинский композитор 1893 Жан АБСИЛЬ бельгийский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. 1894 МЭЙ ЛАНЬФАН великий китайский актер, режиссер, театральный педагог и общественный деятель, непревзойденный в мировом театре исполнитель женских ролей. Одно время оставил сцену и жил продажей своих рисунков, которые сегодня признанны шедеврами китайской графики. После установления коммунистического режима, помимо сценической деятельности занимался педагогикой, был депутатом Всекитайского собрания народных представителей и возглавлял НИИ (Академию) театра сицюй в Пекине. Трижды гастролировал в Москве, встречался со СТАНИСЛАВСКИМ, НЕМИРОВИЧЕМ-ДАНЧЕНКО и МЕЙЕРХОЛЬДОМ, которые восторженно отзывались о его творчестве. Мастер перевоплощения, создавал изящные, невероятно женственные, тонкие и правдивые образы. Был блестящим знатоком театра кюньцюй, танцевального искусства Танской эпохи, обладал непревзойденными вокальными данными. 1894 Евгений Куббель младший из трех братьев – известных российских шахматных композиторов. Он разрабатывал стратегическую тему в задаче и был активным пропагандистом «сказочных шахмат». 1896 Роман Осипович ЯКОБСОН российский и американский литературовед, лингвист, известный как Ромка Якобсон из стихотворения МАЯКОВСКОГО. С 1921 за границей (Чехословакия, США), был профессором Колумбийского, Гарвардского университетов и Массачусетского технологического института. Определял реализм как "художественное течение, имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимуму правдоподобия". При этом Якобсон различал произведение, которое автор стремится сделать максимально правдоподобным, и произведение, воспринимаемое в качестве правдоподобного читателями или зрителями. 1896 Семён Исаакович Вольфкович российский химик, технолог, академик АН СССР. 1897 Максим Кирович АММОСОВ председатель СНК и ЦИК Якутии, 1-й секретарь ЦК КП(б) Киргизии. Расстрелян. 1899 Константин Андреевич КУЗНЕЦОВ заслуженный деятель искусств РСФСР, кинооператор, один из родоначальников отечественного операторского искусства. Начинал как хроникер - его камера запечатлела сражения 1-й мировой и гражданской войн, выступления ЛЕНИНА и ТРОЦКОГО, первые субботники и т.п. С 1923 в художественном кино. С 1946 - в научно-популярном кино. 1899 Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов) военачальник, адмирал (1944), Герой Советского Союза (1958). Командующий Черноморским флотом (1939—43 и 1944—48). Во время Великой Отечественной войны один из руководителей обороны Одессы и Севастополя. В 1943—44 командовал Амурской военной флотилией. В 1948—53 первый заместитель главкома ВМС. 1904 Святослав Николаевич РЕРИХ художник 1904 Ефим Иванович СМИРНОВ деятель советского здравоохранения, академик АМН СССР, Герой Соцтруда, генерал-полковник медицинской службы. Теоретически обосновал и ввел в практику систему специализированной медицинской помощи раненым и больным, что обеспечило возвращение в строй 73% раненых и 90% больных. Разработанная им система защитных мер обеспечила эпидемиологическое благополучие в действующей армии. Почетный член общества врачей Канады и Великобритании, Общества военных врачей США. Кавалер 7 орденов Ленина. 1904 Владимир Александрович СУДЕЦ маршал авиации (1955 г.), Герой Советского Союза (1945 г.). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 гг. В годы Великой Отечественной войны командовал различными авиасоединениями, с марта 1943 г.— 17-й воздушной армией. После войны служил на командных должностях. В 1962—1966 гг. главнокомандующий Войсками ПВО страны и зам. министра обороны СССР. Умер 06.05.1981 г. 1905 Матус Рувимович Бисноват советский конструктор авиационной и ракетной техники, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. В годы Великой Отечественной войны руководил внедрением в серийное производство боевых самолетов "Лагг" и "Як". С 1946 г. — главный конструктор —руководитель КБ, где под его руководством были созданы новые образцы высокоскоростных экспериментальных самолетов. Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1973) 1905 Феликс БЛОХ швейцарско-американский физик, нобелевский лауреат 1952 года "за развитие новых методов для точных ядерных магнитных измерений и связанные с этим открытия" (вместе с Эдуардом ПЕРСЕЛЛОМ) 1905 Яков Наумович ИЛЬИН советский писатель. 1905 Александр Шамильевич МЕЛИК-ПАШАЕВ главный дирижер Большого театра, народный артист СССР. В 1923-1931 гг.—дирижер Тбилисского оперного театра. С 1931 г. — дирижер, в 1953-1962 гг. — главный дирижер Большого театра СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943) 1905 Константин Федотович ПИСКУНОВ директор издательства "Детская литература". 1905 Иван Васильевич СПИРИДОНОВ секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. 1906 М.П.Петелин Он был инженером-руководителем заказа по созданию новых образцов техники во Всероссийском НИИ "Альтаир" (1936-1939), начальником сектора оборонного завода (1939-43), работал на руководящих должностях в аппарате ЦК КПСС, СМ СССР и Министерства промышленности средств связи (1943-1953). С 1953 по 1976 гг. - директор Всероссийского НИИ "Альтаир". Выдающийся организатор науки и производства в области разработки и создания радиолокационного вооружения (1953-1960), систем управления ракетным вооружением кораблей ВМФ (1956-1976), создания ряда радиоэлектронных космических систем в интересах народного хозяйства (1960-1976). С его именем связано послевоенное развитие и становление ВНИИ "Альтаир" как головного института страны по радиолокационному вооружению и радиоэлектронным системам управления ракетного вооружения кораблей ВМФ. За это время, в частности, созданы или заложены основы корабельных ЗРК дальнего ("Риф"), среднего ("Штиль") и ближнего ("Клинок") рубежей, являющихся ракетным щитом ВМФ. М.П.Петелин внес существенный вклад в организацию, формирование и становление ряда других научных организаций морского радиоприборостроения. 1907 Евгений Федорович ЛОГИНОВ маршал авиации.. В Великую Отечественную войну командовал авиадивизией и авиационным корпусом дальнего действия, министр Гражданской авиации СССР (с 1964). 1908 Илья Михайлович ФРАНК физик-теоретик, академик АН СССР, профессор МГУ, руководитель Лаборатории нейтронной физики в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Окончил Московский университет (1930). Ученик С. И. Вавилова, в лаборатории которого начал работать еще будучи студентом, исследуя тушение люминесценции в жидкостях. После окончания университета работал в Государственном оптическом институте (1930-34), в лаборатории А. Н. Теренина, изучая фотохимические реакции оптическими методами. В 1934 перешел по приглашению С. И. Вавилова в Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР (ФИАН), где он работал до 1978 (с 1941 заведующий отделом, с 1947 лабораторией). В начале 30-х гг. по инициативе С. И. Вавилова начал заниматься изучением физики атомного ядра и элементарных частиц, в частности, открытого незадолго до этого явления рождения гамма-квантами электронно-позитронных пар. В 1937 выполнил совместно с И. Е. Таммом классическую работу по объяснению эффекта Вавилова Черенкова. В военные годы, когда ФИАН был эвакуирован в Казань, И. М. Франк занимался исследованиями прикладного значения этого явления, а в середине сороковых годов интенсивно включился в работу, связанную с необходимостью решения в кратчайший срок атомной проблемы. В 1946 организовал лабораторию атомного ядра ФИАН. В это время Франк является организатором и директором Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований в Дубне (с 1947), заведующим Лабораторией Института ядерных исследований АН СССР, профессором Московского университета (с 1940) и зав. лабораторией радиоактивных излучений Научно-исследовательского физического института МГУ (1946-1956). Основные работы в области оптики, нейтронной и ядерной физики низких энергий. Разработал теорию излучения Черенкова Вавилова на основе классической электродинамики, показав, что источником этого излучения являются электроны, движущиеся с скоростью, большей фазовой скорости света (1937, совместно с И. Е. Таммом). Исследовал особенности этого излучения. Построил теорию эффекта Доплера в среде с учетом ее преломляющих свойств и дисперсии (1942). Построил теорию аномального эффекта Доплера в случае сверхсветовой скорости источника (1947, совместно с В. Л. Гинзбургом). Предсказал переходное излучение, возникающие при переходе движущимся зарядом плоской границы раздела двух сред (1946, совместно с В. Л. Гинзбургом). Исследовал образование пар гамма-квантами в криптоне и азоте, получил наиболее полное и корректное сравнение теории и эксперимента (1938, совместно с Л. В. Грошевым). В середине 40-х гг. осуществлял широкие теоретические и экспериментальные исследования размножения нейтронов в гетерогенных уран-графитовых системах. Разработал импульсный метод изучения диффузии тепловых нейтронов. Обнаружил зависимость среднего коэффициента диффузии от геометрического параметра (эффект диффузионного охлаждения) (1954). Разработал новый метод спектроскопии нейтронов. Явился инициатором исследования короткоживущих квазистационарных состояний и деления ядер под действием мезонов и частиц высоких энергий. Выполнил ряд экспериментов по исследованию реакций на легких ядрах, в которых испускаются нейтроны, взаимодействия быстрых нейтронов с ядрами трития, лития и урана, процесса деления. Принял участие в строительстве и запуске импульсных реакторов на быстрых нейтронах ИБР-1 (1960) и ИБР-2 (1981). Создал школу физиков. Нобелевская премия (1958). Государственные премии СССР (1946, 1954,1971). Золотая медаль С. И. Вавилова (1980). 1912 Михаил Владимирович Волькенштейн советский физико-химик и биофизик, член-корреспондент АН СССР (1966). Окончил физический факультет МГУ (1935). Заведующий лабораторией института высокомолекулярных соединений АН СССР (1948-67), профессор Ленинградского университета (1945-53, 1963-68), заведующий лабораториями института молекулярной биологии и института биофизики АН СССР (с 1967). Основные работы в области физики молекул полимеров и молекулярной биофизики. Автор теории интенсивностей в колебательных спектрах молекул; развил статистическую физику макромолекул на основе так называемой поворотно-изомерной теории; провёл теоретические и экспериментальные исследования строения и свойств молекул, полимеров и биополимеров. Основал школу в области теории физики макромолекул. Государственная премия СССР (1950). 1914 Ольга Яковлевна ЛЕБЗАК народная артистка РСФСР, игравшая в ленинградских театрах - Драматическом и Академической драмы им. Пушкина. Обладала открытым лирическим темпераментом, проникновенно передавала стойкую убежденность и целомудренную строгость характеров своих героинь. 1914 Арвидс ЯНСОНС народный артист СССР и Латвии, дирижер. Его исполнительское искусство отличалось яркой импульсивностью, а жесты были динамичны и выразительны. Лауреат Сталинской премии. 1915 Александр Сергеевич Ашин Стрелок-радист, полный кавалер ордена Славы, старший сержант. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 10 орап. Совершил 144 боевых вылетов на разведку и аэрофотосьёмку. В ВВС служил до 1946 г. Затем работал диспетчером на фанерном заводе в Муроме. 1915 Иосиф Георгиевич Сумбаташвили грузинский и русский театральный художник. Родился в Тифлисе (г. Тбилиси, Грузия). Учился в строительном техникуме. Окончил факультет живописи тбилисской Академии художеств. В 1942 стал главным художником Театра оперы и балета имени Палиашвили. Был приглашен в Театр имени Марджанишвили для оформления пьесы Л.Готуа Давид Строитель (режиссер В.Таблиашвили). Его эскизы получили высокую оценку С.Вирсаладзе, главного художника Театра имени Руставели. В последующие 12 лет Сумбаташвили оформил целый ряд постановок на многих сценах Грузии (опера Даиси З.Палиашвили в Тбилисском театре оперы и балета, режиссер В.Таблиашвили; Медея Еврипида в Театре имени Марджанишвили, режиссер А.Чхартишвили; Бесприданница А.Островского там же, постановка В.Таблиашвили и др.) Наряду с интенсивной работой в театре участвовал в создании кинофильмов Кето и Котэ, Лурджа Магданы, многих мультфильмов. В 1958 Сумбаташвили переехал в Москву для оформления спектакля по пьесе А.Арбузова Иркутская история в Театре имени Вахтангова. В 1962 был назначен главным художником в Центральный театр Советской Армии. В соавторстве с режиссером этого театра Л.Хейфецом Сумбаташвили создал образы спектаклей Смерть Иоанна Грозного (1966), Дядя Ваня А.Чехова (1969), Павел I Д.Мережковского (1989), Маскарад М.Лермонтова (1992) и др. Яков Богомолов М.Горького в постановке Б.Эрина в 1962 подтвердил умение Сумбаташвили создавать запоминающиеся сценографические композиции, придающие еще большую силу всему спектаклю. Оформление Смерти Иоанна Грозного, получившего золотую медаль международной выставки сценографии «Пражская квадриеннале», оказало сильное влияние на изобразительную концепцию спектаклей из русской истории. Плодотворно работал во МХАТе (Сталевары Г.Бокарева, постановка О.Ефремова, режиссер П.Монастырский, 1973; Волоколамское шоссе В.Шацкова, режиссер-постановщик В.Шиловский, 1982; Бои имели местное значение, режиссер В.Шиловский, 1985), Малом театре (Леший А.Чехова, постановка Б.Морозова, 1990; Царь Борис А.К.Толстого, режиссер В.Бейлис, 1993; Преступная мать, или Второй Тартюф П.Бомарше, постановка Б.Морозова, 1994; Пир победителей А.Солженицына, постановка Б.Морозова, 1995; Таланты и поклонники А.Островского, постановка В.Бейлиса, 1995 и др.), Академическом театре оперы и балета имени Кирова (оперы Петр I А.Петрова, постановка Н.Касаткиной и В.Василева, 1975, и Пушкин А.Петрова, 1979), в Новосибирском театре оперы и балета (балет Ромео и Джульетта, 1972), в Польше, Болгарии, в Саарбрюкене, Лейпциге и др. Талант, высокая культура, проникновение единством замысла – отличительные черты творчества Сумбаташвили. Особую роль в жизни и творчестве Сумбаташвили сыграли два театра: московский Театр имени Вахтангова (Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова, режиссер Евг.Симонов, 1973; Антоний и Клеопатра, режиссер Евг.Симонов, 1974; Леший А.Чехова, режиссер Евг.Симонов, 1980; День-деньской А.Вейцлера и А.Мишарина, постановка Евг.Симонова, 1974; Мистерия-буфф В.Маяковского, режиссер Евг.Симонов, 1981 и др) и Центральный театр Российской Армии, в который он пришел во второй раз после работы в Малом театре. Назначение главным режиссером театра Б.Морозова дало новый толчок творчеству Сумбаташвили (Много шума из ничего У.Шекспира, 1996; На дне М.Горького, 1998; Отелло У.Шекспира, 1999). В настоящее время Сумбаташвили – главный художник ЦТРА. 1918 Меир ВИЛЬНЕР еврейский коммунист, генеральный секретарь ЦК Компартии Израиля. 1918 Николай Арсентьевич Архипов Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943), полковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 32 и 265 иап, был командиром эскадрильи. Совершил 382 боевых вылета, в 148 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 8 самолётов противника. После войны продолжал служить в ВВС. В 1955-1973 гг. служил в Войсках ПВО. Затем работал начальником штаба Гражданской обороны в Ростове-на-Дону. 1920 Джанни РОДАРИ итальянский детский писатель ("Приключения Чиполлино", "Волшебный голос Джельсомино"). Юность Родари пришлась на предвоенные годы. В годы войны он сражался с нацистами, участвовал в движении Сопротивления. С 1948 Родари печатал в газете «Унита» стихи о детях современной трудовой Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору. В стихах Родари (сборники «Книжка весёлых стихов», 1951; «Стихи в небе и на земле», 1960; «Поезд стихов» и др.) проявилось уменье раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. Поэзия Родари сочетает здоровый юмор и напевность, социальную сатиру и оптимизм. Родари — автор повестей-сказок, в том числе фантастических «Приключений Чиполлино» (1951, рус. пер. 1955) о мальчике-луковке, написанных в традициях «Приключений Пиноккио» К. Коллоди и др. («Сказки по телеф | |
|
Всего комментариев: 0 | |